Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

14.01.2020 09:05 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 14.01.2020 г.

«Спасатель»

Автор: Ирина Рябушева

Так назывался спектакль, которым я завершила свой личный театральный сезон, а также 2019‑й год, объявленный в России Годом театра. Сегодня речь пойдет о постановке Московского художественного театра имени А. П. Чехова, представленной зрителям на сцене нижегородского ТЮЗа в октябре.

Приобщившись к действу, я сделала для себя несколько открытий. О них и хочу рассказать вам, уважаемые читатели.

Во‑первых, никогда прежде я не бывала на комедиях, этот жанр не привлекал меня так, как, например, драма или трагедия. Испытать на себе силу комедийного искусства мне довелось впервые. И какие актеры помогали мне в этом! Заслуженный артист РСФСР, народный артист России Геннадий Хазанов и заслуженный артист РФ, народный артист РФ Федор Добронравов. Выбирая комическую постановку, мое предпочтение было отдано этому потрясающему артистическому дуэту неспроста. Забегая вперед, скажу, что я не прогадала с выбором – мое отношение к данному виду театрального искусства изменилось. Думаю, это произошло во многом благодаря потрясающей игре Геннадия Викторовича и Федора Викторовича, а может быть, и потому, что в этой комедии был скрыт трагический компонент.

Во‑вторых, раньше мне не приходилось испытывать неоднозначного отношения к пьесе, по которой был поставлен спектакль. Канадский драматург Норм Фостер написал произведение «Джонас и Барри» о двух мужчинах, оказавшихся в одном пансионате для пожилых людей. Два полярно разных человека, они и на жизнь смотрят по-разному. Конфликт взглядов героев, представленный автором, словно подталкивает к тому, чтобы принять точку зрения одного из них и четко для себя определить, как стоит относиться к жизни, а как не стоит. Как правильно, а как неверно. И все так просто и так банально. В какой-то момент, уловив всю идейную прозрачность сюжета, я поймала себя на мысли, что пьеса мне кажется плоской и даже примитивной. Однако к финалу действа я изменила свое мнение о ней. «Простота есть отпечаток гения», – говаривал кто-то из мудрых.

Сюжетная составляющая

Как уже было сказано, в центре внимания два пенсионера. Барри Саймон (Г. Хазанов) – бывший дантист, Джони Хайнс (Ф. Добронравов) – закончивший свою карьеру актер. Первый, пребывая в старческом унынии, ждет смерти. И не совсем понятно, почему этот авантюрист в какой-то момент начал угасать. Сегодня Барри боится сквозняков, воды, женщин, осуждений со стороны. А ведь когда-то он был способен кардинально изменить свой жизненный уклад, например, бросить жену и ребенка и уйти к новой возлюбленной. Этого ему до сих пор не может простить дочь Рози. Ее, к слову, играет молодая актриса Александра Розовская. С одной стороны обида в душе уже не девочки, а состоявшейся (но так ли это?) девушки, живет и иногда в порыве чувств вырывается наружу, с другой – она безмерно любит отца и заботится о нем.

Эта забота носит патологический характер. В пансионат Барри определила именно Рози, а сама устроилась сюда работать администратором. Теперь она беспрестанно укутывает папу в плед, тревожно отслеживает его состояние, настроение, аппетит – ведь у отца плохая наследственность по сердцу. Личная жизнь самой Рози дала трещину – от нее ушел муж. Неудивительно, ведь супруга не рожает ему детей (у нее уже есть большой ребенок – отец), не готовит вкусных ужинов (в них нуждается папа).

Эту драму до определенного времени девушка переживает сама. И только тогда, когда отчаяние, усталость и неудовлетворенность, вступив в опасную реакцию, влекут за собой взрыв негативных эмоций, дочь обрушивает на отца весь свой гнев. Да только он ли один виноват в том, что оба проживают не свою жизнь, загоняя себя тем самым в стресс и отчаяние?!

Однажды в пансионате появляется Джони – весельчак, балагур, красавчик. Он полон сил, пышет здоровьем (по крайней мере, так это выглядит со стороны). С первых минут знакомства с Барри этот франт интересуется местными постоялицами с целью завести с какой-нибудь дамой интрижку. Он уже положил глаз на одну из них и ему не так важно, что она передвигается на инвалидном кресле. Хайнс строит планы на будущее, мечтает и хочет создать что-то, чем бы он мог гордиться. Его «проектом» впоследствии становится Барри, точнее его спасение от тоски и тягостных дум о неизбежном конце.

Будет ли реализован этот «проект»? Чья возьмет? Сможет ли оптимизм побороть пессимизм?

О главном, о смысле

Я не раскрываю всего сюжета постановок, о которых пишу. Я уже признавалась, что бережно храню надежду на то, что, прочитав мои НЕэкспертные мнения, у вас, уважаемые читатели, появится желание посмотреть хоть один из спектаклей. Однако на сей раз, чтобы говорить о смыслах, заложенных в пьесу, мне придется отступить от этого правила.

По ходу повествования только и размышляешь о том, что делает в пансионате для пожилых людей приколист Джони. Как он сюда попал? Почему? Ждешь, что вот-вот расшифруешь этот ребус. Тем более, в воздухе витает некая тайна, которую так тщательно скрывает Хайнс. И вот когда она открывается тебе – в груди что-то сжимается, и ты каменеешь не в силах пошевелиться. Джони серьезно болен. Ему осталось совсем немного. И вдруг перестает быть смешно. Комедия становится смертельной, а к тебе приходит осознание того, почему режиссер спектакля Леонид Трушкин именно так определил его жанр.

В голове все увиденное сначала быстро отматывается назад, затем прокручивается вперед, приобретая иные разумения. Джони скоро умрет, но это не заставляет его укутаться в плед и, ворча на окружающих, ожидать кончины. Или срываться на близких от осознания этой трагедии. От него не уходила жена (как супруг Рози), и он сам не бросал ее (как изменщик Барри). Хайнс пережил смерть любимой. Но и это не сломило его. Он до сих пор с глубокой нежностью вспоминает супругу. Но его жизнь продолжается! Несмотря на то, что скоро оборвется. Сегодня он жив. И его оптимизма хватает не только ему самому, но и раскисшему без объективной причины Барри и его дочери, взвалившей на себя разрушительный груз заботы об отце, в которой он, конечно, не нуждается.

Хайнс – спасатель. Он спас отчаявшегося Барри, вернув ему вкус к жизни. Спас Рози, которая вскоре наладила свою личную жизнь и родила сына. А сам уснул. Уснул навсегда на спасательной вышке, на которой не так давно, печально всматриваясь вдаль, проводил свои тягостные дни его друг, его удавшийся «проект» Барри Саймон.

Жить сегодняшним днем! Не унывать! Не отчаиваться! С оптимизмом смотреть в будущее! Радоваться простым вещам! Все это, действительно, прописные истины, о которых порой мы то ли забываем, то ли не умеем следовать им. Если и вас посетило уныние – срочно ищите своего спасателя или покупайте билет на одноименный спектакль!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

84