Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

12.02.2019 13:49 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 12.02.2019 г.

Первая школа

Автор: Л. М. Гирш, Е. Ф. Соболева, Г. В. Ивентьева, О. В. Малина

Д. М.Приклонский с учителями и выпускниками 1955 года

В 2019 году «красная» школа – гимназия отмечает свой юбилей. Эта статья посвящена памяти педагогов двух столетий, имена которых навсегда связаны с ней.

Школа… Моя «красная» школа… Моя гимназия… Школьный двор, светлые классы, строгие учителя, 1 класс… Целое море ярких впечатлений первоклассника. Первый портфель, первый букет, новые учебники. Как хочется быстрее начать учиться. И вот, наконец, он – первый урок! А по нашей традиции в этот праздничный день на Урок знаний приглашаются мамы, папы, бабушки и дедушки. И побежали школьные будни… Толчея, суета, шум в раздевалке. Заливистый школьный звонок зовет всех в класс, где требовательные учителя стараются донести до непоседливых учеников строгие формулы и скучные правила, загадочные теоремы и необъятные параграфы. Как и прежде, все успехи и достижения, проблемы и проступки обсуждаются на школьной линейке. Весело проходят в нашей гимназии праздники. Один из любимых – День учителя. Старшеклассники проводят День самоуправления. Сколько заботы, ответственности ложится на их плечи. Уроки кончились! Школьный двор оглашается радостными криками! Быстро пробегают школьные годы…

Школьный двор… память… воспоминания…

***

1934 год. На пустыре, где ребятишки собирали грибы, выросло трехэтажное здание из красного кирпича, Мордовщиковская школа № 1. Это была самая высокая постройка на окраине поселка, которую было видно при въезде со стороны Мурома. Именно ей, «красной» школе, выпала роль на долгие годы быть альма-матер не одного поколения навашинцев. Первый выпуск учащихся, окончивших 10 класс, состоялся в 1937 году. Директор школы Ф. Д. Фильченко вручил выпускникам аттестаты зрелости. Сегодняшним школьникам трудно представить, что в те годы вместо портфелей за спиной носили холщовые сумки, а о школьном форменном платье, костюме приходилось лишь мечтать.

***

Военные и послевоенные 40‑е – 50‑е годы были нелегкими для школы. Сиротство, бедность семей – всего этого было предостаточно. Кормильцами многих семей становились дети, заменявшие отцов. По этой причине далеко не все дети, окончив начальную школу, могли продолжать учебу в неполной средней школе. И тогда уже учителя отправлялись по домам, убеждая родителей в необходимости получения семилетнего образования для детей. Рабочий день учителя не заканчивался звонком с последнего урока. Дополнительные занятия с отстающими, кружковая работа, лекции в клубе, организация художественной самодеятельности.

В 40‑е – 50‑е годы в «красной» школе работало много прекрасных учителей. Их отличали высокий профессионализм, глубокая педагогическая культура, эрудиция. Щедры и отзывчивы были их сердца, вместившие в себя и радость, и боль своих учеников. Среди них – награжденные высокими правительственными наградами – орденом Ленина: Елена Константиновна Сивохина, Павел Михайлович Петров, Евгений Алексеевич Вигилянский; орденом Трудового Красного Знамени – Наталья Николаевна Прокофьева, Евдокия Ивановна Дроздова, Анна Ивановна Фокина. Добрым словом вспоминают ученики тех лет А. К. Кузнецову, Ю. О. Савицкого, Е. Д. Колышкину, К. А. Кузьмину, А. А. Юдейко, Л. Т. Щеглову, Е. В. Колчину, Т. И. и П. А. Синжанских, Л. И. Евдокимову, З. И. Вегеру, А. Д. Новикову, З. А. Шипову, В. Д. и А. С. Лубянцевых, В. П. Щукину, К. М. Морозову, А. И. Шелудякову, Н. В. Васечко, А. В. Дроздова, Н. А. Шелковую.

***

В годы войны в «красной» школе располагался военный госпиталь, но учеба продолжалась. Классы располагались в разных зданиях: в ФЗУ, в школе на улице Трудовая, на улице Лепсе, в библиотеке на улице Калинина и даже в частном доме. Учитель должен был дать урок в одном классе и добежать до другого помещения за 10 минут, которые отводились на перемену. Яков Александрович Козлов, Дмитрий Федорович Добротворский, Таисия Николаевна Кемарская, Анна Константиновна Петрова, Павел Михайлович Петров, Клавдия Алексеевна Кузьмина, Федор Иванович Курсанов, Георгий Иванович Колпаков, Дмитрий Михайлович Приклонский, Михаил Иванович Пигин – это они вложили много сил в тех юношей и девушек, которые сразу после школы уходили на фронт, а те, кто оставался в поселке, работали не покладая рук в цехах на судостроительном заводе. Школьники и учителя шефствовали над ранеными: ухаживали за ними, писали письма, устраивали концерты.

***

Пронеслись словно птицы 60‑е… Какой идейной была школьная жизнь 70‑х –80‑х! Пионерские отряды, сборы. Сколько было волнения в день приема в октябрята, пионеры, комсомол! Многочисленные походы по родному району, туристические слеты. В нашей школе в это время все ученики сдают нормы ГТО, изучают Конституцию СССР, активно участвуют в пионерских сборах и комсомольских собраниях. Яркими руководителями внеклассной работы стали старшие вожатые Вера Александровна Бурова, Лидия Анатольевна Корчина, Елизавета Федоровна Соболева.

***

В непростые годы перестройки и гласности, распада СССР и создания СНГ в школе были упразднены октябрятская, пионерская и комсомольская организации, не стало красных галстуков, барабанного боя, горна. Но несмотря ни на что, каждый год полон радостями, надеждой, взлетами и победами. За педагогическое мастерство, творческий поиск, успешность обучения и воспитания школа становится лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года‑98», а ее директору А. Н. Антошину присвоено звание «Директор года».

Много событий произошло со дня основания школы! Что-то забылось, но многое осталось в нашей памяти и стало историей. Мы всегда будем помнить людей, которые создавали эту историю. Они работали не по долгу, а по велению сердца. С полной отдачей, самозабвенно, понимая огромную ответственность за судьбу детей и родную школу. Это не труд – это вся жизнь без грани между личным и общественным. Эти строки с полным правом можно отнести к педагогической деятельности М. А. Щербаченко, М. П. Исаевой, Т. В. Парамоновой, О. Н. Беркович, Р. Т. Шишановой, Е. И. Ермаковой, Л. А. Шепелевой, Г. П. Боковой, Г. М. Евдокимовой, В. Н. Игнатьева, М. А. Ткаличевой, В. А. Румянцева, В. К. Ви­ноградова, А. П. Колпаковой, Е. И. Парфеновой, В. Я. Ивановой, Л. А. Паниной, Ю. М. Пигина, М. Ю. Соболева, Л. Н. Бибиковой, А. В. Тарасова, П. С. Сасина, Н. А. Ивлевой, Л. А. Курской, И. М. Шепелева, Г. М. Зайцевой, Т. И. Сухановой, З. Г. Монаховой, А. П. Жирновой, А. П. Киселевой.

***

В 2001 году основная школа № 1 изменила свой статус. Она стала гимназией. Нелегкой была дорога «первооткрывателей»: директора А. Н. Антошина, его заместителей Л. В. Балакиной, С. П. Ерохиной. Именно они руководили теми изменениями, которые пришлось пережить первой школе на пути своего восхождения на качественно новый уровень. В те годы в гимназии был самый молодой педагогический коллектив, но опорой и поддержкой молодых учителей стали педагоги-ветераны: Е. И. Матерухина, О. Н. Павлова, Л. А. Корчина, Т. И. Дмитриева, Л. М. Гирш, Н. В. Мигулева, Л. Н. Бибикова, Л. В. Балакина, Л. И. Бударагина, В. П. Ежкова, В. В. Кузьмичева, Е. Ф. Соболева. Своим многолетним опытом, выдержкой делились и педагоги со стажем: И. Н. Солдатова, О. Н. Симонова, О. Н. Денятина, В. И. Пахомов, Л. К. Бабанкина, Л. С. Спиричева, О. А. Литвинова, А. А. Половинкин, Н. П. Малеева, А. Л. Тренкунов, Л. Н. Чурбаева. Педагогический коллектив гимназии находился в постоянном творческом поиске.

Неизменным инициатором всех начинаний оставался ее директор А. Н. Антошин, под его руководством гимназия стала учреждением, внедряющим инновационные образовательные программы. Готовность к экспериментам, стремление к постоянному росту, умение быть первым в условиях любой модернизации – это те черты, которые отличали Александра Николаевича как руководителя и стали традиционными для всего педагогического коллектива. Визитной карточкой гимназии стала разработка нового педагогического направления, именуемого «музейной педагогикой». А. Н. Антошин приложил большие усилия для создания музея истории школы, в котором были представлены экспозиции, посвященные жизни и быту навашинцев 30‑х – 40‑х годов, военному и послевоенному периоду школы. Уникальность школы заключалась в том числе и в умении хранить традиции, оберегать и ценить память о предках, с трепетом относиться к истории своей Родины. И в преддверии 70‑летнего юбилея Александра Николаевича хочется сказать, что гимназия остается верной заветам педагогов, так много сделавших на ниве просвещения подрастающего поколения за эти 85 лет.

169