Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

18.03.2022 10:51 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 14.01.2022 г.

Тайны села Чудь

Источник: Материал подготовлен краеведом Александром Антошиным и заведующим архивным сектором администрации городского округа Навашинский Натальей Торгашовой на основе очерков «В краю Приокском», публикаций газ

Само название указывает на весьма древнее происхождение этого поселения, раскинувшегося на территории нашего округа, оно же позволяет предположить, что первые поселенцы были здесь из фин­ского племени Чуди. Но это не единственная до конца не раскрытая сторона истории данного населенного пункта. Людей, посетивших Чудь, больше всего привлекает сохранившаяся до наших дней церковь, построенная из красного кирпича. Она-то и является одной из местных тайн. О ней сегодня и поговорим.

Эта церковь фигурирует в «государственных списках памятников истории и культуры Нижегородской области». Однако, ни года постройки, ни события, в честь которого она была возведена, этот документ не указывает. Жители называют ее Успенской и датируют 1908–1912 годами. Однако уже никто не помнит, сколько храмов здесь было 100 лет назад, чем жило село, кем его владельцы были и какую деятельность они вели.

Как выяснилось, церкви в честь Успения Богородицы возводили здесь в XVII и в XVIII веках. По архивным источникам удалось установить, что храм, построенный комиссаром дворцовой канцелярии Романом Каменским в 1750 году, в 1924 году был разобран на дрова для местной школы. А в 1941 году жители Чуди приняли решение разобрать на кирпич для новых строек еще одну сельскую церковь, датируемую 1778 годом.

Интересно, что старинный каменный храм не учтен в «историко-статистическом описании церквей и приходов Владимир­ской епархии», изданном в 1897 году. По своим формам и символике храм напоминает масонский темпл.

Дополнительным историческим фактом стал протокол № 24 заседания Пленума Монаковского сельского совета за 1938 год, хранящийся в фонде Р‑12 Монаковской сельской администрации: «… Слушали информацию тов. Чурдалева об утверждении закрытия церкви в селе Чудь от 8/XII 38 года. Постановили утвердить решение общего собрания с.Чудь о закрытии церкви, для чего пленум Монаковского с/совета просит президиум Муромского района об утверждении данного решения».

На данном заседании присутствовали 47 человек, в т. ч. 16 человек актива с.Чудь, а докладчиком по данному вопросу был являющийся на тот момент председатель сельсовета Александр Васильевич Чурдалев.

Среди дореволюционных помещиков Чуди фигурирует фамилия Аргамаковых, род которых был связан с масонами. Так первый директор Московского университета Алексей Михайлович Аргамаков (1711–1757) был одним из «зачинателей» москов­ского масонства.

Аргамаковы владели частью села с 1743 по 1820 год, что совпадает со временем постройки здесь загадочного храма, не учтенного епархией. Можно предположить, что возведен он был в усадьбе Аргамаковых, развернувших в этих краях бурную деятельность. Архивные документы говорят, что в 1808 году подполковник в отставке Матвей Васильевич Аргамаков решил прорыть канал от реки Кутры, чтобы весеннее половодье не подтапливало луга. Небольшой ров, свидетельствующий об этом, сохранился до наших дней!

Еще один представитель рода Аргамаковых (по материн­ской линии) – писатель Александр Радищев, в творчестве которого современные исследователи выделяют масонские истоки, был в Чуди. В 1797 году Радищев описывает в «записках из Сибири» свое возвращение из ссылки.

Дорога от Монакова «спускается с высоты, берег волжский и окинский составляющий. Почва глинистая…». Но в Монакове нет ничего из описанного. Это Чудь! Навещал ли своих род­ственников писатель? Это еще одна загадка, которая до сих пор не разгадана.

Другой загадкой этого села является Никольская ярмарка. На этот торг съезжались представители всех сел Муромского Заочья. В Чудь специально приезжали купцы из Коломны, чтобы приобрести строительный алебастр, который добывали в окрестностях. Почему ярмарка прекратила свое существование? Неизвестно.

Вызывает интерес и отношение А. С. Пушкина к произведению А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Радищев Александр Николаевич (1749–1802) – первый революционер в России, основоположник русской революционной литературы. В эпоху Радищева в России свирепствовало крепостное право в самых жестких формах, что отразил Радищев в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву», чем и стал известен, как писатель. Прочитав его, Екатерина II воскликнула: «Он бунтовщик! Хуже Пугачева!» Вот как А. С. Пушкин отозвался о главном произведении Радищева: «Очень посредственное произведение, не говоря уже о варварском слоге… Радищев «есть истинный представитель полупросвещения». Невежественное презрение ко всему прошедшему, слабоумие, изумление перед своим веком, слепое пристрастие к новизне, частые поверхностные сведения, наобум приноровленные ко всему…».

Много еще тайн, которые ждут разгадки, хранит история села Чудь…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

11