Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

20.08.2021 08:15 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 63 от 20.08.2021 г.

Пожарный всю жизнь на войне. А на ней, известно, есть место подвигу

Автор: Ирина Рябушева

Месяц назад в Теше случился пожар, последствия которого могли бы обернуться трагедией для всего поселка и не только. На станции «341 км» произошло возгорание в грузовом электровозе. Опасность происшествия состояла в том, что транспортное средство имело сцепку из цистерн с бензином, существовала реальная угроза перехода огня на них. Взрыв в таком случае был бы неминуем. Избежать беды удалось благодаря грамотным действиям местных пожарных, которые в сложившихся обстоятельствах проявили себя поистине геройски. Один из огнеборцев – Сергей Дажинов – с помощью собственного трактора оттянул локомотив от прицепных емкостей.

Быть пожарным не мечтал

Сергей Николаевич родился в селе Саконы Ардатовского района. В шестилетнем возрасте переехал с родителями на малую родину своей матери, в поселок Теша. Окончив 9 классов средней школы, поступил в вечернюю и устроился на работу грузчиком. Потом пробовал свои силы в должности монтера пути на железной дороге. К слову, на ней мой герой трудился около шести лет, получив 4‑й разряд по профессии.

Затем молодой человек искал себя на судостроительном заводе «Ока», на вахтовой работе в столице, возможно, подумывал связать свою жизнь с земледелием, так как окончил Ардатовский сельскохозяйственный колледж. Все поиски прекратились, когда в 2010 году Сергей добровольцем принял участие в тушении пожаров и понял, что профессия пожарного – это именно то, что ему нужно.

– Меня всегда тянуло туда, где что-то происходило, – признается собеседник, – совершено убийство – бегу на место преступления, случилась авария – я тут как тут, пожар – я снова рядом. Мной двигало желание помочь, принести хоть какую-то пользу своим присутствием, как минимум позвонить в соответствующие службы и сообщить о случившемся. Вот и в то злополучное лето, когда полыхали леса по всей стране, огонь перебрасывался на деревни, уничтожая их, как это было и с Верхней Вереей в Выксе, я не смог оставаться дома и вызвался на борьбу со стихией. Нас, таких желающих, было около 60 человек.

Пожалуй, именно тогда Сергей Николаевич и испытал чувство собственной значимости и необходимости в решении столь глобальной проблемы. Тогда же он познакомился с некоторыми основами и тонкостями пожарного дела, которые были неведомы ему, как обывателю.

– Нам говорили, что нужно делать, ставили задачу и объясняли, как ее выполнить, – вспоминает мой герой. – Большую помощь в тушении лесного пожара, бушевавшего недалеко от Теши, нам оказал огромный трактор, который был передан в поселок по распоряжению губернатора. Машина прокладывала широкую минерализованную полосу, а мы, добровольцы, сотрудники лесоохраны, пожарные, делали от нее встречный пал (один из способов тушения лесных и степных пожаров – прим. ред.), кто-то боролся с огнем с помощью ранцевых огнетушителей. Ездили на тушение каждый день в течение недели. Деревню в итоге отстояли! – заключает мужчина.

Сергея Дажинова заметили и порекомендовали для работы в Тешинской пожарной части.

Профессиональное становление

Профобучение начинающего пожарного проходило в Нижнем Новгороде. Там он узнал многое, расширив горизонты знаний, уже полученных им при борьбе с огненной стихией в лесу: научился определять решающее направление на пожаре, удачный выбор которого позволяет сконцентрироваться на решении первоочередных задач, а также спасти людей и сохранить их имущество; понял, как осуществлять разведку пожара, которая ведется непрерывно с момента выезда подразделений пожарной охраны до полной ликвидации возгорания; постиг основы спасательного и медицинского дела, прошел подготовку газодымозащитника.

– На огонь надо идти как на врага! И бороться с ним следует как с хитрым противником – такой вывод я сделал после обучения в областном центре, – умозаключает собеседник.

Герой публикации помнит свой первый выезд на вызов уже в качестве профессионального пожарного. Горел деревянный дом.

– Когда мы прибыли на место, сразу расспросили присутствовавших о случившемся, обесточили дом и начали проливать газовый баллон, который хранился на кухне. Делали это из укрытия, находясь снаружи строения и подавая ствол на тушение в окно. Охлаждать емкость с газом из помещения, охваченного пламенем, было крайне опасно – сосуд под давлением мог взорваться в любой момент. Выполнив эту задачу, приступили к решению следующих. С огнем справились! – делится воспоминаниями Сергей Николаевич.

За десять лет службы на посту пожарного всякого рода возгораний и последствий пожаров Сергей видел немало. Были в его практике и трагичные эпизоды, когда погибали люди. К сожалению, сталкиваться со смертью приходится каждому огнеборцу. А вот оказаться в ситуации, исход которой мог бы спровоцировать гибель сотен людей, доводилось не всем.

На линии фронта войны с огнем

– 20 июля было мое дежурство. Вечерело и, конечно, Михалыч (Николай Михайлович Шкенев – начальник Тешинской пожарной части – прим. ред.) был уже дома. В начале девятого раздался звонок от него: «Собрать все огнетушители и незамедлительно выдвинуться на тушение, горит электровоз!» – рассказывает герой публикации подробности летнего вечера, который в памяти тешинцев и его самого останется надолго.

Спустя 5 минут пожарный расчет прибыл к месту происшествия, горела вторая секция локомотива. Николай Шкенев к этому времени уже провел разведку пожара и столкнулся с первой трудностью – оборудование транспортного средства находилось под напряжением. У пожарных есть, так называемый, «допуск 220», позволяющий им обесточивать жилые и прочие социальные объекты, в арсенале специалистов имеется и соответствующий инструмент для этого. Но на железной дороге выполнять подобные манипуляции они не имеют права. Николай Михайлович поставил задачу работникам железной дороги обесточить участок.

А пока было принято решение сдерживать пламя. Но направлять пожарные рукава вверх нельзя. Поэтому тушили снизу порошковыми огнетушителями. Сложно себе представить, насколько трудно было работать пожарным, забравшимся под электровоз в спецобмундировании: из полыхающего локомотива сверху вниз стекала расплавленная пластмасса, в любой момент могли не выдержать и обрушиться металлические конструкции транспортного средства, раскаленные до немыслимых температур.

Огонь поначалу покорялся пожарным, наружу не выходил. Но вскоре закончились огнетушители. Николай Михайлович принимает решение осуществить разрыв двух головных секций электровоза от цистерн с горючим. Но здесь – новая сложность. Со слов машиниста и его помощника, при движении сработала автоматическая система пожарной сигнализации, в результате чего токоприемники опустились и локомотив стал неуправляемым – оттянуть секции можно только силой.

Как раз к этому моменту к месту происшествия начали прибегать пожарные, которые не были на дежурстве в эти сутки. Они и работники железной дороги оказали действующим огнеборцам помощь и принялись отталкивать головные вагоны. Не вышло! Тогда Сергей Дажинов проявил инициативу и предложил оттянуть секции с помощью своего трактора, за которым и побежал, получив разрешение начальника. В это время электровоз начал разгораться, пламя вышло наружу и поползло на крышу.

Невероятной удачей стало своевременное обесточивание участка и полученное разрешение на тушение. Пламя вновь подчинилось пожарным. Тут уж подоспел Дажинов со своим четырехколесным товарищем. Его трактор, как и в 2010‑м году машина, присланная губернатором, тоже помог людям одержать победу в схватке с огненным врагом. Когда секции оттащили и угроза миновала, пожарные дотушивали огонь внутри них, затем собрали мокрые рукава с путей, и движение транспорта на железной дороге было восстановлено.

Запомним эти имена!

Вспоминая свою личную войну с огнем, Сергей Дажинов утверждает:

– Рисковал не я один, все наши ребята – герои. Так уж сложилось, что у меня есть трактор и живу я недалеко от того места, где все произошло. Поэтому и проявил себя таким образом.

И ведь, действительно, каждый из пожарных, кто принимал участие в тушении этого пожара или прибежал на помощь не в свою смену – герой: начальник 194 ПЧ 14 ОГПС, руководитель тушения пожара Николай Шкенев, начальник караула Сергей Родионов, пожарные Александр Карасев и Сергей Дажинов, водитель пожарной машины Александр Раков – дежурившие в тот день; Эдуард Манукян, Алексей Лисин, Иван Берсенев, Андрей Аристов – не несшие дежурство, но пришедшие на подмогу сослуживцам.

Эти люди не носят офицерских погон, они не получали профессионального образования в училищах и академиях… Но действовали слаженно и грамотно, по обстоятельствам, рассчитывая на себя и на своего руководителя, который, в свою очередь, точно так же во всем полагался на собственные знания и умения своих подчиненных. А еще, пожалуй, каждый из них понимал, что есть на земле блага дороже соб­ственной жизни, например, жизнь ребенка или жизни сотен людей, защищая которые они просто не могли не рисковать.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

12