Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

30.10.2020 09:48 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 84 от 30.10.2020 г.

Без вины виноватые

Автор: Анна Терешкина, заведующий историко-краеведческим музеем

В жернова массовых арестов, выселений, расстрелов попали инженеры и крестьяне, маршалы и генералы, ученые и поэты, писатели и артисты, которые на самом деле были преданы Родине. Известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы, разбросанных по детским домам детей врагов народа. Были уничтожены люди с яркой жизненной позицией – цвет нации.

Политзаключенных использовали в качестве дешевой рабочей силы. Они валили лес, добывали полезные ископаемые, строили дороги и заводы, ловили рыбу, занимались сельским хозяйством и т. д. Самые крупные и важные стройки сооружены руками заключенных, к примеру, Беломорско-Балтийский канал и федеральная автомобильная дорога Р256, более известная как Чуй­ский тракт.

За годы советской власти массовым репрессиям по политическим мотивам были подвергнуты миллионы человек. Временем Большого террора называют 1937–1938 годы, на которые пришелся пик репрессий. В 1937 году начались те трагические события, когда приступили к реализации приказа 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов». Так началась операция по борьбе с «врагами народа». Кадровая чистка коснулась партийных руководителей, хозяйственной, политической и творческой элиты. Судебный процесс в июне 1937 года над Тухачевским, Якиром и другими военачальниками стал сигналом для массовых репрессий среди военных. Пострадали свыше 40 тысяч человек, из рядов армии было «вычищено» 45 процентов командного состава как политически неблагонадежных. Армия подошла к войне практически обезглавленной. Трагедия ломала судьбы не только самих репрессированных, гонениям и притеснениям подвергались члены их семей. Клеймо «дочь или сын врага народа» становилось несмываемым для детей репрессированных. Всего за годы Большого террора были осуждены 1,3 млн человек, 682 тыс. из которых расстреляны.

Однако массовые репрессии проводились и до 1937 года, и после эпохи кадровых чисток. В 20‑е годы жесточайшие меры предпринимались против крестьянского населения. За годы коллективизации было раскулачено более миллиона крестьян­ских хозяйств, около пяти миллионов человек высланы из родных мест на поселения.

В предвоенное время жертвами массового террора становились не только военачальники, партийное руководство и так называемые «кулаки». В бесконечном потоке репрессированных оказывались простые люди, собиравшие от голода колоски на полях или оставшуюся после уборки колхозную картошку. В лагеря попадали и за невыполнение нормы трудодней, нарушение трудовой дисциплины. Чтобы оказаться «врагом народа», иногда достаточно было одного доноса. С особой жестокостью расправлялись и со священнослужителями. Среди них было репрессировано более 200 тыс. человек.

Только по неполным данным число репрессированных превышает десять миллионов человек. Система боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врага, а потом безжалостно уничтожала этих людей. 5 июля 1954 года Совет Министров СССР снял некоторые ограничения в правовом положении спецпереселенцев: детей освободили из-под надзора, разрешили им поступать в учебные учреждения и выезжать к месту учебы в любой пункт страны. «Учет» для взрослых отменили в декабре 1955 года, однако, пребывание на спецпереселении и работа в «труд армии» в трудовой стаж не включались.

Почти все репрессированные граждане со временем были реабилитированы и оправданы. Дела пересмотрены. Подчас это делали те же судьи, что и выносили приговор.

С территории городского округа Навашинский в современных его границах подверглись репрессиям более 100 человек – это и жители Липни, священники Александр Васильевич Вог де Камю, Леонид Федорович Веселовский, житель с. Б. Окулово, псаломщик Александр Прокофьевич Сохранский, приговоренные в 1937 году к высшей мере наказания и расстрелянные в тот же год, священник из с.Горицы Владимир Алексеевич Касторский, приговоренный к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Это и крестьяне – единоличники, торговцы, работники судоверфи, красноармейцы, военнослужащие, работники железной дороги из сел Б. Окулово, Липня, Поздняково, Сонино, Натальино, Новошино, Пустынь и деревень Кистаново, Степурино, Рогово, Родяково, Румасово, Левино, из поселка Мордовщик.

Тем, кому посчастливилось вернуться из лагерей, сколько надо было иметь мужества, терпения, доброты, чтобы не сломаться перед презрением окружающих! Сколько надо было иметь трудолюбия, стойкости, чтобы не пасть духом, а крепко встать на ноги, чтобы вновь свить уютное гнездо, своим честным трудом завоевать уважение окружающих людей, вырастить хороших детей, внуков, а теперь уже и правнуков.

Историю не исправить. Един­ственное, что остается – это восстановить справедливость, чтобы ни одно событие, ни одна дата, ни одна судьба не были забыты.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17