Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

28.10.2022 09:51 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 82 от 28.10.2022 г.

Главное в математике – научить человека мыслить

Автор: Виктория Карпова

Именно такую задачу решала на своих уроках Ольга Конихина на протяжении 35 лет. Она работала не только учителем математики, но и заместителем директора по учебно-воспитательной работе средней школы № 3 г. Навашино и заботилась о качестве всего образовательного процесса в этом образовательном учреждении.

Учитель – это не просто призвание, это состояние души

Ольга Владимировна, будучи ребенком, приезжала на лето в село Новошино к своей бабушке Анне Николаевне Вилковой. Бабушка – учитель Новошинской школы, награждена орденом Ленина, а дедушка Иван Епифанович Вилков был директором этой школы, в годы войны ушёл на фронт, в 1944 году был награждён орденом Красной Звезды. Он героически погиб в марте 1944 года.

Как говорит о себе Ольга Владимировна, она была воспитана учителями, которые часто бывали в гостях у ее бабушки, это были опытные педагоги: А. М. Магницкая, Т. Д. Денисова, П. Н. Окутина, М. П. Старикова. Когда они собирались, то было очень много разговоров о школе, читали стихи, пели песни и романсы. Для маленькой девочки эти люди стали образцом жизни и примером для подражания.

Анна Николаевна рассказывала внучке о том, как в годы войны школа принимала детей из блокадного Ленинграда, как они жили без родителей, как их воспитывали. Всё это – и разговоры о школьной жизни, и пребывание в учительской среде – нашло отклик в душе ребенка, и появилось естественное желание стать учителем.

– Бабушка была моим всем, мы были всегда вместе, ходили за грибами и на речку, – с улыбкой рассказывает моя собеседница. – Родители тоже отсюда, но они не педагоги. Мамин отец стоял у истоков электрификации Мурома, там и жил, затем его перевели в Навашино.

Почему математика?

– Мне нравились русский язык и литература – гуманитарные предметы, – уточняет героиня публикации. – А по математике не всё сразу удавалось, но я была отличницей и если что-то не получалось, то в это углублялась больше. Так, сдав последний экзамен по математике на «отлично», я решила выбрать математику для преподавания.

После окончания Владимир­ского педагогического института Ольга получила распределение в город Гусь-Хрустальный, но, проработав там всего два года, вернулась в родные места. В среднюю школу № 3 пришла в 1989 году учителем математики и физики, и эта школа стала любовью на всю жизнь.

Ещё в свои школьные годы Ольга полюбила математику, живую, красивую и логичную. Поэтому в своей работе она видела цель и важность в том, что детей нужно научить красоте этого предмета и важно показать, что математика – учит нас жизни, учит тому, что каждый свой шаг нужно делать по закону математики.

Ольга Владимировна всегда придерживается правила, что «каждый свой поступок в жизни мы должны делать четко по законам, в том числе, моральным, юридическим!»

Пифагоровы штаны на все стороны равны

Готовясь к урокам, педагог читала много литературы, решала задания и представляла, как будет рассказывать ребятам. В последнее время к каждому уроку обязательно делала презентации. Не пользовалась своими прошлогодними планами, а составляла новые, так как меняются дети и мир вокруг нас.

– Геометрия – это чистая логика! – утверждает Ольга Владимировна.

Проводя уроки геометрии, она пользовалась своими шаблонами, например, по отношению к геометрическим фигурам: «Рассмотрим, мы видим, следовательно, по закону». Также на уроке выделялось время на устный счёт и создавались условия, чтобы дети говорили математическим языком и обязательно больше, чем учитель. Кроме того, все дети должны уметь решать квадратные уравнения, знать, что такое дискриминант и формулировку теоремы Пифагора.

Расширение обязанностей

Ответственную, добросовестную, знающую своё дело и любящую детей Ольгу Конихину заметили и в 1996 году предложили стать заместителем директора по учебно-воспитательной работе. С благодарностью педагог вспоминает своих наставников – Р. А. Белову (директора школы), Г. В. Мигунову (заместителя директора), которые научили прогнозировать возможные последствия принятых решений, четко и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, разрешать конфликты, владеть навыками эффективного использования рабочего времени, творческому подходу к решению поставленных задач. Для нашей героини это стало не просто работой, а заботой о качестве всего образовательного процесса в школе.

Достаточно трудно управлять людьми разных взглядов, мнений, характеров, находиться в центре всех событий, происходящих в школе, затрагивать струну каждого сердца, направлять его в нужное русло школьной жизни и, самое главное, организовать четкую работу всего школьного механизма.

– Это не под силу одному человеку, – продолжает Ольга Владимировна. – В работе завуча важна командность. Администрация средней школы № 3 г. Навашино – это команда единомышленников: директор А. Ю. Мешков, заместитель директора по ВР Е. Е. Баринова, мы понимали друг друга с полуфразы – сразу происходил мозговой штурм, затем отбирались самые оптимальные решения, и все приступали к их реализации.

Например, «Интеллектуальный марафон». Он длился в течение учебного года и состоял из блоков, на каждый выделялось время, например, день математики и информатики: был теоретический тур (решали занимательные задачи), потом проводились мероприятия по данному предмету, также день лингвистики, день культурологии (история, общественные науки, мировая художественная культура) и потом естественные науки. В течение учебного года определяли рейтинг учащихся и в конце выбирали ученика года. Эта придумка действовала на протяжении десятка лет, она совершенствовалась и трансформировалась с приходом современных технологий. Также менялась и сама школа: получила новый статус – стала средней, вводилось ЕГЭ, внедрялись новые федеральные стандарты, затем они обновлялись. И для каждого новшества создавалась нормативная база, проводились разъяснительные работы с педагогами, учениками и родителями. В последние годы создавались образовательные программы для каждой ступени обучения – работы всегда было много, но она приносила видимые результаты. Сегодня средняя школа № 3 занимает верхние строчки в рейтинге школ округа по уровню обученности, по результатам предметных олимпиад, государственной итоговой аттестации.

– Сначала был индивидуальный дифференцированный подход к детям, потом личностно-ориентированный подход, но смысл не изменился – люби ребенка, и тогда всё получится, – говорит Ольга Конихина. – Школа должна давать основы всех наук каждому ребенку в том объеме, в котором ему нужно. У каждого ребенка своя личная образовательная траектория, так как научить всему нельзя, а помочь с тем, что нужно, можно.

Кропотливый труд учителя отражается в успехах его выпуск­ников, а когда они становятся педагогами – это высший пилотаж. Ольга Владимировна вспоминает первую выпускницу – О. М. Павлову (Володину), блестящего учителя математики, сейчас начальника управления общего образования и воспитания в Министерстве образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, выпускниц Ю. Ю. Леонтьеву (Обрезчикову), творческого воспитателя детского сада № 1 «Василек» г. Навашино, А. С. Шахову (Каклюшину) – талантливого советника по воспитанию в родной школе.

– Мои выпускники работают во всех сферах в нашем округе, по всей России, – говорит героиня публикации. – Все они порядочные, добрые и ответственные. А выпускница О. Г. Маркина (Кочемасова) – руководитель орготдела администрации округа – мой учитель на занятиях йогой.

Дальше, только больше

Для Ольги Владимировны большую ценность представляет и семья. Муж и двое детей – это опора и поддержка во всём.

– Всегда вместе ездили в лес, на речку, ловили рыбу, путешествовали, – делится тёплыми воспоминаниями моя собеседница.

Прогулки по лесу летом, речка, лыжные прогулки зимой, чтение в любое время года, театр во всех его формах – всё это давало нашей героине возможность быть в ресурсе и всегда любить свою работу. И сейчас, когда ушла из школы, эти любимые занятия остаются при ней и наконец-то появилась долгожданная возможность уделять на это столько времени, сколько всегда хотелось.

Чем ярче личность, тем сильнее ее стремление к совершен­ству. «Чтобы учить, педагог сам должен знать и уметь многое», – часто повторяет Ольга Владимировна, поэтому она всегда отзывчива на всё новое, необычное. 35 лет посвятила воспитанию и обучению детей математике, из них 26 лет – была завучем школы. Яркий и неординарный педагог, талантливый руководитель, прекрасная хозяйка, мама двух сыновей. Труд ее был неоднократно отмечен почетными грамотами и благодарственными письмами.

В этом году Ольга Конихина завершила свою трудовую деятельность в школе. Теперь у неё новый этап в жизни, новые роли и большие планы на будущее!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

126