Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

21.09.2021 09:47 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 71 от 20.09.2021 г.

Последний полёт

Автор: Татьяна Храмова

О подвиге летчика, который ценой собственной жизни предотвратил падение самолета на крыши сотен домов… 

В минувшие выходные на окраине Навашина поисковики Нижегородской областной молодежной общественной поисковой организации (НОМОПО) «Курган» провели операцию по подъему из грунта обломков самолета, потерпевшего здесь крушение в конце сороковых годов.

День первый, 11 сентября

9.00

«Есть еще те, кто помнит!»

На место работ по поднятию обломков самолета прибыли первые поисковики – навашинцы: Сергей Петров и его дочь Дарья – ответственный секретарь поискового отряда «Курган». В 2017 году, будучи студенткой исторического факультета университета ННГУ им. Лобачевского, она пригласила отца в отряд.

Сергей Николаевич «болеет» проблемой поиска разбившегося самолета давно, поэтому наиболее активно добивался положительного решения на проводимые работы. Со слов поисковика, о крушении самолета на пустыре за поселком Мордовщиково в конце сороковых годов (теперь это город Навашино, а пустырь – частный сектор микрорайона Холуденки) знали тогда все местные жители.

– Идея извлечения обломков самолета возникла не сейчас, и вопрос, чтобы поднять его остатки, мы согласовывали долго. Мне это важно еще и потому, что я родился и вырос здесь, в Навашине. Очень хочется, чтобы жители родного города знали о событиях тех далеких лет, знали имя героя, благодаря которому, возможно, они имеют счастье жить.

Сергей Николаевич сообщил, что на самом деле, буквально на следующий день после крушения, и останки пилота, и все куски от разбитой машины на поверхности и в верхнем слое земли в радиусе километра (части крыльев, хвоста и корпуса) были собраны и увезены соответствующими службами. Место было оцеплено военными, и пока шли работы, посторонних сюда не пускали.

– Об этом крушении я знаю так подробно потому, что мои отец и бабушка много рассказывали об этом, так как жили неподалеку, – продолжил поисковик. – Бабушка вспоминала, как горящий самолет пролетел со страшным ревом практически над крышей дома и врезался в землю. Траектория полета, по всей видимости, указывала на то, что самолет держал курс на военный аэродром в Саваслейку. Уверен, что имя летчика, поскольку тот выполнял поставленную командованием задачу, известно, и он, возможно, где-то с должными почестями похоронен. Просто мы пока не знаем имя этого героя. Вход в архивы военных и послевоенных лет и сейчас-то непрост, а в те годы они и вовсе находились под грифом «Секретно». Надеюсь, что производимые работы по выемке обломков самолета натолкнут нас на след этого летчика.

Цель поисков, по сообщению Сергея Николаевича, обнаружить и достать как можно больше номерных деталей. Потому что по ним можно будет определить точный тип самолета, название завода-изготовителя, какой части принадлежала машина и, разумеется, имя героя-летчика.

На снимках из космоса, показанных Дашей, было отчетливо видно место падения самолета – воронка, вытянутая по сторонам (след от крыльев)…

– Те, кто имеет большой опыт в поисковых работах, особенно по извлечению самолетов времен Великой Отечественной войны, сделали вывод, что решение погибнуть было принято летчиком за миг до удара. Он вошел в землю почти под прямым углом, – объяснила Дарья Сергеевна. – Тянул самолет за населенный пункт, чтоб не рухнуть на крыши домов. Сотни людей, благодаря его героическому поступку, остались живы… Есть еще те, кто это помнит!

9.38

«Много самолета!»

Приехал экскаватор – начались раскопки. В месте падения на площади примерно в 16 квадратных метров был извлечен грунт. Буквально через пять минут стали попадаться куски обшивки самолета. Когда же ковш экскаватора коснулся первого металлического предмета, глубина ямы составляла 2,5 метра. Копать приходилось с чрезвычайной осторожностью. Надо отдать должное за безвозмездную помощь экскаваторщику Алексею Родионову, который с хирургической точностью поднимал большие железяки, многие из которых, искореженные, спирально перекрученные, смятые от взрыва, точно бумага, тащили за собой остальные, более мелкие части машины.

В тот момент, когда неожиданно почувствовался сильный керосиновый запах, стало понятно: задет топливный бак.

– Стоп, – крикнул командир прибывшего из Нижнего Новгорода поискового отряда «Курган» Андрей Чеканов, – пошел самолет. Много самолета!

Тут уже «курганцы», вооружившись лопатами и спустившись в расширенную экскаватором воронку, начали медленно и осторожно копать почвенный слой лопатами, затем перебирать его вручную.

11.15

Первые номерные детали

В яме, глубина которой на этот момент составила, примерно 3–3,5 метра, стали попадаться более крупные части самолета. Ни одной целой детали не попадалось: ребята и девушки, аккуратно перебирая руками комья сырого песка и глины, извлекали фрагменты оборудования кабины самолета: кусочки шланга, обрывки проводов, детали соединительных муфт (кстати, с заводскими номерами ОТК), куски шарнирных частей, один осколок с несколькими цифрами (началом ли числа, серединой или его окончанием) и много других кусочков, которые невозможно было идентифицировать в силу их разрушения. Все найденные предметы передавались по цепочке наверх, а там укладыва­лись на расстеленный белый полиэтилен.

Пока работали поисковики, яма довольно быстро наполнялась водой. Поскольку экскаватор к тому времени уехал и выкопать еще одну яму для выхода воды не представлялось возможным, решено было в 13.42 работы приостановить. К тому же на следующий день ожидался приезд телевидения из Нижнего Новгорода. Это было понятно и вполне уместно.

День второй, 12 сентября

9.25

Красная звезда. Разговор с местной жительницей

При помощи экскаватора, опять прибывшего на место раскопок, сделали рядом еще одну яму – чуть глубже основной: необходимо было устранить излишки воды, чтобы поисковикам не приходилось находиться в воде выше, чем по колено. В место непосредственных поисков была спущена водоотводная помпа.

Откопали крупный фрагмент самолетного шасси, часть формового пластика, полуразвалившийся радиоприемник и много-много металла разного размера (судя по всему, это были куски фюзеляжа носовой части машины). На одном из кусков металла ярко блеснули два лучика красной звезды… Каждую деталь предварительно отмывали – сначала в воронке, потом на поверхности (благо, вода была рядом). Из найденного четыре детали имели номер. И вот настал момент, когда был поднят предмет, похожий на часть мотора. На нем был номер, а, значит, шанс, позволяющий определить всё!

В какой-то момент к группе поисковиков подошла пожилая женщина Тамара Игонина. Так представилась она.

– Как я благодарна вам за начатые работы по розыску остатков самолета. Я же прекрасно помню, как он упал! Был такой сильный свист, что казалось – летит бомба. Потом прозвучали три мощных взрыва. Это случилось часов в 8–9 вечера. Я испугалась: думала, снова война. Потом мы, ребятишки, конечно, бегали смотреть. Всё разлетелось на мелкие кусочки по всей окружности километра на полтора. Много железа, гарь, останки летчика. Как уже потом взрослые объяснили: пилот тянул самолет через все Навашино. Это первые реактивные самолеты, которые испытывали. Через некоторое время приехали военные, оцепили территорию и собрали всё, что осталось от самолета, и увезли. Долго еще потом время от времени находили оплавленные кусочки металла. Спасибо вам, ребята! Мы ведь даже имени не знаем того летчика, чтобы прийти и поклониться, цветы положить… Ведь многие, благодаря его геройскому подвигу, остались живыми…

11.53

Андрей Чеканов, командир поискового отряда «Курган»

Все поисковики зовут его прапором. Судя по звучащим со всех сторон (и во время работ, и в минуты отдыха) возгласов: «Прапор, а это что, прапор, посмотри, осторожно, прапор!», авторитетом он пользуется огромным. Ну, а как может быть иначе, ведь он опытный поисковик, участвовавший во многих экспедициях в места бывших сражений. Он работает в поисковом отряде с 1993 года и знает в этом деле практически всё.

– Работы предстоит много, сейчас, по прошествии стольких лет, трудно сказать, почему упал самолет. Мы должны находить героев – а этот летчик несомненно герой. Человек, который погибает при исполнении служебных обязанностей, достоин, чтобы о нем помнили. Понимаете, многим навашинцам и была дарована жизнь и жизнь их детей и внуков именно потому, что летчик не позволил машине упасть на крыши домов… Только вдумайтесь, каково осознать за мгновение, что он вот-вот погибнет! Ведь под углом 90 градусов может войти машина только в том случае, если решение погибнуть принято молниеносно. Ведь он понимал, что выхода другого нет, так как впереди еще одна населенная местность.

Со слов Андрея Владимировича, разбившийся самолет – предположительно, МиГ15, который начали выпускать в 1947 году.

– Пока мы шаг за шагом восстанавливаем картину произошедшего более детально. Вероятнее всего, это один из первых военных реактивных истребителей, осуществлявший тренировочный полет. В конце сороковых страна восстанавливалась от страшной войны и нуждалась в защите. Кто был этот летчик – молодой ли парень или опытный пилот – еще предстоит узнать. И мы это обязательно сделаем.

13.20

Работы закончены

На поверхность подняли всё, что можно. Работы закончились. Экскаватор, закопав ямы и приведя местность в порядок, уехал. Отряд сворачивал работу. Укладывали инструменты, лопаты, ведра, щупы, металлоискатель. Упаковывали амуницию – сапоги, перчатки, куртки. Напоследок мы поговорили с членом отряда – молодым поисковиком Александром Волковым.

– Это моя первая экспедиция. Наша команда очень сплочен­ная, коллектив очень дружный. Несмотря на первый мой выезд, успел познакомиться со всеми ребятами, – смущенно проговорил он. – Что касается работы в грязи, то на самом деле она тоже очень интересная. Впрочем, без этого на раскопках не обойтись. Работа тяжелая, да, но в рамках разумного: все наши действия контролируют командиры отрядов. Взять хоть тот авиационный керосин, который неожиданно всплыл на поверхность. Здесь мы работали с перерывами, поднимались наверх, отдыхали…

Важен еще момент: в поисковых работах на месте гибели самолета принимали участие не только члены отряда «Курган», но и учащиеся школ округа – Мария Петрова (5 класс, школа №4), Вячеслав Конихин (РЖД-колледж), Григорий Конихин (7 класс, Поздняковская школа) – помощники, которые трудились на раскопках обломков самолета практически без остановки. …

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17