Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

15.03.2022 09:40 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 15.03.2022 г.

Юннатское движение

Автор: Александр Антошин, пионер 60‑х годов, председатель Совета дружины имени Лизы Чайкиной пионерской организации Монаковской школы

Делегаты Всероссийского слёта юннатов на ВДНХ. Автор статьи – слева

Совсем недавно отмечалось 100‑летие комсомола, который называли школой жизни. И вот уже приближается другая славная дата – 100‑летие пионерской организации. Ее по праву можно назвать начальной ступенькой школы жизни.

Руководитель делегации горьковчан Ю.И.Куранов с делегатами слёта
Главный вход на ВДНХ, 1963 г.

Перед пионерской организацией ставилась задача воспитывать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, чувство коллективизма, патриотизма, взаимной выручки, быть высококвалифицированным специалистом в трудовой жизни.

Производственное обучение в школе

В 60‑е годы XX века школьники общеобразовательных школ изучали не только учебные предметы, но и производство. Средние школы тогда назывались политехническими с производ­ственным обучением.

Так, например, выпускникам Монаковской средней школы наряду с аттестатом зрелости о среднем образовании вручались свидетельства сельского механизатора или плодоовощевода. В школе был оборудован кабинет машиноведения, имелись также колесный и гусеничный тракторы. В летний период старшеклассники проходили производственную практику в качестве помощников механизаторов в колхозе, а плодоовощеводы трудились на закрепленном поле, на котором выращивали на семена огурцы, реализуемые колхозом на рынке, что давало ему определенную прибыль. Ребята трудились также на опытническом участке, примыкающем к школе, на котором проводили различные опыты по прививке фруктовых деревьев, их кронированию, разбивке грядок для выращивания овощей, влиянию минеральных удобрений на урожайность сельхозкультур. Было построено помещение для организации кролиководства, проведены работы по разбивке школьного сада.

Кружок юных натуралистов

Аграрная направленность производственного обучения позволила организовать при школе учебно-производственную бригаду, которая объединяла пионерские звенья и комсомольцев старших классов и стала началом активного вовлечения пионеров в юннатское движение. Значительный вклад в его развитие внесли в разные годы председатели Совета дружины Нина Кляманина (Н. Н. Герасимова), Нина Ценилова (Н. Н. Косухина), посвятившие себя в дальнейшем педагогическому труду. Работа в поле, на опытном участке побуждала учащихся к исследовательской деятельности в предметных кружках. Так нас, пионеров, привлекал кружок юннатов, руководимый учителями биологии М. С. Дыдыкиной и сельхозтруда З. И. Калёновой. В кружке был план проведения исследовательской работы. Так мне было поручено исследование на тему: «Влияние микроэлементов на урожайность картофеля». Для проведения опытов за мной был закреплен участок, сопровождаемый табличкой с указанием его номера, высаженной культуры, ее сортом, темой эксперимента, фамилией экспериментатора. Результаты работы я освещал в рукописной общешкольной стенной газете «За учёбу!».

Отмечу, что юннатское движение зародилось в 1918 году в г. Москве по инициативе Биологической станции юных любителей природы. Пионеры поддержали и развили в дальнейшем эту инициативу. Большое внимание в работе юных натуралистов занимали вопросы, связанные с изучением и охраной родной природы. Юные натуралисты являлись лучшими друзьями природы, защитниками зеленых насаждений, птиц, организаторами праздников «День птиц», «День леса» и др., вели опытническую работу.

На слете юннатов

В начале июня 1963 года в наш дом явился запыхавшийся школьный курьер с сообщением, что мне срочно нужно явиться к директору Л. И. Обидовскому. Это вызвало у меня обеспокоенность, так как я ничего плохого вроде бы не совершал, хотя время было каникулярное. Придя в школу, услышал от директора неожиданную весть: я включен в состав делегации от Горьковской области на Всероссий­ский слет юных натуралистов в г. Москву. По всей вероятности, мои опыты имели значимость, что и послужило основанием для включения моей кандидатуры в столь ответственную делегацию. На следующий день мне, семикласснику, предстояло первый раз самостоятельно ехать в крупный город Горький, где предстояло найти в пригородном поселке Высоково областную станцию юннатов. Оттуда под руковод­ством работника станции Ю. И. Куранова делегация выехала в Москву на Всероссийский слет, посвященный 45‑летию юннатского движения. Слет проходил на базе Центрального Дворца пионеров и ВДНХ. В его работе участвовали и ребята из союзных республик, которые делились опытом организации юннатского движения, работой ученических сельскохозяйственных производственных бригад. Перед нами выступали ученые, академики, руководители институтов, сельхозпредприятий. Все подчеркивали важность нашей работы. Участники слета с воодушевлением направили приветственное письмо главе СССР Н. С. Хрущёву, а газета «Пионерская правда» опубликовала статью «Слет пытливых и умелых».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6