Благодаря таким людям сохранился завод
Владимир Плотников – легендарный труженик АО «Окская судоверфь». Его судьба и судьба предприятия, которому отдано 55 лет жизни, уже давно стали единым и нерушимым целым. Недавно Владимиру Яковлевичу исполнилось 85 лет.
В судостроение попал случайно
По направлению после окончания Николаевского института кораблестроения он приехал на завод молодым специалистом в 1965‑м году. Начинал трудовой путь строителем речных судов, а сдал вахту главным инженером акционерного общества «Окская судоверфь» – одного из лидеров предприятий по строительству гражданских судов класса «река-море».
Он родился в небольшом южноуральском поселке Карталы в 1938 году. С первых дней Великой Отечественной войны отца забрали на фронт, а уже через месяц пришло извещение, что он пропал без вести. В 1948 году мать с детьми переехала жить в Адыгею, поближе к родственникам.
После окончания десятилетки юноша поехал в Орджоникидзе (сейчас – Владикавказ) поступать в горный металлургический институт.
– Не поступил. Пришлось возвращаться назад. По пути домой вышел на станции Адлер: решил навестить тетю, – рассказывает Владимир Яковлевич. – Узнал, что в Туапсе открывается техническое училище, которое готовит слесарей по ремонту судов. Решил поступать. Так что получается, что в судостроение я попал чисто случайно!
После окончания училища, проработав недолгое время слесарем на Мариупольском судоремонтном заводе, поступил в Николаевский кораблестроительный институт. Через 6 лет получил диплом и направление в Навашино, на завод «Ока».
– Помню свое первое впечатление от города, – улыбается собеседник. – «Что за деревня, куда я попал, думаю, надо, пожалуй, обратно!». Но документы сданы, начальство определило участок работы – инженером по строительству и сдаче речных, а затем и морских судов.
Строили суда, потом их по Оке и Волге перегоняли в Черное море на достроечные базы.
За свой завод болел душой. В 1971 году Владимира Яковлевича назначают заместителем начальника цеха СК‑3, в 1974 году – заместителем начальника ОТК, через 2 года инженером-технологом ОГТ, в 1975 – начальником цеха судомеханического цеха, затем ставят руководителем бюро новой техники.
– С работой разобрался быстро. Мне нравилось внедрять новые технологии, работать с судостроительными предприятиями страны, ездить в командировки, – вспоминает Владимир Яковлевич. – Возможно, мой характер, интерес ко всему новому послужили причиной того, что мою кандидатуру утвердили для строительства базы на озере Иссык-Куль по заказу Министерства обороны.
Озеро Иссык-Куль
Поначалу никто не соглашался туда ехать. Шутка ли: целый год в командировке, а если семья, дети… Но я поехал.
– Строили базу с нуля: как говорится, на строительной площадке только озеро небывалой красоты и высоченные горы, – говорит герой. – Но ничего, построили! А до строительства сколько было бумажной работы в министерстве в Москве: я писал постановление Совету министров, в котором указывал, что, когда и кому делать: казахстанцам – налаживать спусковое устройство, киргизам – организовывать питание, коммуникации, проживание рабочих и специалистов, а нам, навашинцам, – строить пусковое устройство для торпед, для запуска их из подводного положения.
Кстати, интересный момент: спуск судна на воду осуществлялся на склизах – деревянном сооружении, обработанном парафином.
– Ну, где взять тонну парафина? Свечки, что ли, плавить? Но нашли на одном предприятии рулон, осуществили спуск, – вспоминает Владимир Яковлевич.
И снова завод
Вернулся он на завод заместителем главного строителя. С 1987 по 1991 годы работал на заводе «Ока» главным технологом, затем до 1998 года был назначен главным инженером. Та эпоха для страны и любого промышленного производства была очень тяжелой: в начале 90‑х годов прекратили свое существование очень многие промышленные предприятия. Но во многом, благодаря усилиям команды Владимира Яковлевича, завод сохранился, приносит пользу городу, области и стране. Значение судостроительного завода для экономики региона сейчас трудно переоценить. Предприятие с вековой историей сохранилось, работает, дает рабочие места. До 2010 года, после выхода на заслуженный отдых, работал заместителем главного инженера.
В 2007 году получил звание «Почетный судостроитель» и в этом же году от Министерства машиностроения – почетное зване «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации».
«Мой самый надежный и верный товарищ!»
Так говорит о Владимире Яковлевиче его друг и соратник Вячеслав Сергеевич Крохин.
– Владимир Яковлевич – мой настоящий друг. Таких людей, как он, не найдешь. Мы познакомились в 1975 году, когда я, новоиспеченный специалист, выпускник Нижегородского политехнического института, прибыл на завод по распределению, – поясняет Вячеслав Сергеевич. – Как сейчас помню: был четверг, я думаю: «Завтра пятница, значит, скорее всего, на работу в понедельник». А Владимир Яковлевич, предложив должность мастера в СК-3, сказал просто: «Завтра – на работу». Через полгода он, став начальником бюро новых технологий, перетянул туда и меня.
Со слов Вячеслава Сергеевича, Владимир Яковлевич – тот человек, к мнению и авторитету которого прислушивались не только работники его службы, но и руководство завода. Грамотный специалист, хороший организатор, открытый в общении с подчиненными и коллективом, он, будучи очень конкретным и прямолинейным человеком, всегда отстаивал свою точку зрения, свою правоту.
– Владимир Яковлевич если что-то пообещал, то обязательно сделает. Вникал в проблему и прямо говорил: «Да, я решу», либо «Нет, не берусь». Никогда не юлил. Честный, прямой, откровенный. Глубоко понимая проблемы судостроения, умел находить нужные моменты для внедрения новых технологий. В тяжелое постперестроечное время ходил по министерским кабинетам, рассказывал о положении завода, искал и находил заказы, – говорит Вячеслав Крохин. – Человек советской закалки, он не изменил своему предприятию, которому отдал 55 лет своей жизни. Он многое делал, чтобы судостроительный завод существовал и работал. О таких говорят: человек на своем месте. Люди чувствовали себя уверенно за его спиной. С Владимиром Яковлевичем очень комфортно было работать и здорово дружить!
– Сколько мы с ним поездили! Владимир Яковлевич очень любит скорость, обожает ездить на автомобиле по просторам страны, – добавляет Вячеслав Сергеевич. – Он очень заботливый. Помню, когда он строил объект на озере Иссык-Куль, не забывал мне, книголюбу, присылать новые томики – благо их в том поселении в книжных магазинах было много. Мы всегда общаемся, встречаемся, созваниваемся.
Любит путешествовать
Мы беседовали в уютной квартире Плотниковых. На кухне хлопотала жена Нина Ивановна (пекла пирожки к чаю), я, рассматривая фото из семейного архива, с удовольствием слушала…
– Мы познакомились на танцах, которые по выходным организовывались во Дворце культуры, – говорит Нина Ивановна. – Я училась в 10 классе, когда он меня приметил и уже больше не отпустил. В 1966 году поженились. Через год родился сын Сергей, а еще через четыре – Игорь. Ни капли не жалею, что вышла замуж в 18 лет. Мой муж – моя опора, моя защита! Он самый замечательный отец для наших сыновей! Оказывается, с выходом на пенсию жизнь только начинается. Мы много путешествовали как на автомобиле, так и на речных теплоходах. Муж очень помогает мне на даче – в Ярцеве остался дом после моих родителей. Но только всегда его тянет туда, где прошло его детство и юность, где жила мама. Кроме трех последних лет мы постоянно ездили в Адыгею.
Дети стали успешными предпринимателями, живут в Москве. Внук и внучка – тоже в Москве. Родителей, бабушку с дедушкой не забывают: приезжают, когда есть свободное время, постоянно звонят, интересуются, помогают.
Это настоящее счастье, когда труд, вложенный в ставшее родным предприятие, приносит свои плоды. Владимира Плотникова знают и помнят заводчане, уважают жители города, ценят друзья и родные.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.