Кавалер ордена Трудового Красного Знамени
9 ноября исполнилось 110 лет со дня рождения главного инженера, директора Мордовщиковского судостроительного завода Александра Белова
Александр Григорьевич Белов родился в Ленинграде. Отец – старший береговой боцман Балтийского военного флота, мать – домохозяйка. К 1920 году семья переехала в г. Нижний Новгород.
От начальника участка до главного строителя речных судов
В 1930 году окончил школу имени Рылеева. В школе вступил в комсомол.
С 1928 по 1930 каждые летние каникулы работал старшим рабочим лесоустроительной партии треста «Севвостлес». С 1930 по 1932 гг. – слесарем Горьковского электромеханического завода. В марте 1937 года окончил ГИИВТ по специальности инженер-механик. В 1937 году три месяца находился на сборах на крейсере «Коминтерн» Черноморского флота, где получил звание командира запаса ЧМВФ. С июля 1937 по январь 1938 работал начальником механических цехов Лысковского весоизмерительного завода. Затем приехал в Горький и поступил на работу в НИИ № 11 им. Фрунзе. В 1939–1940 – слушатель курсов по повышению квалификации инженеров в Ленинграде. В 1940 году поступил на завод «Красное Сормово», где работал до 1952 года. Прошел путь от начальника участка до главного строителя речных судов. С 24 мая 1952 года назначен главным инженером на Мордовщиковский судостроительный завод.
За технический прогресс
Инженер-судомеханик по образованию Александр Григорьевич Белов с первых дней работы на заводе начал борьбу за всестороннее развитие завода, за технический прогресс, за внедрение новой техники и передовой технологии производства.
Важнейшим этапом в жизни завода стала его коренная реконструкция, начатая в 50‑е годы и ставившая целью перевод завода на строительство самоходного грузового флота.
Будучи руководителем завода, большое внимание Белов уделял развитию рационализации и изобретательства, в результате количество рационализаторов на предприятии увеличилось в несколько раз.
Организация поточно-позиционного метода строительства 20‑тонных теплоходов проекта 456 позволило заводу развернуть строительство малогабаритных речных теплоходов «Колхозница». Это самая большая серия, построено около 300 теплоходов.
Под непосредственным руководством главного инженера в цехах выполнялись такие важнейшие мероприятия, как расширение применения автоматической и полуавтоматической сварки и резки металлов, заготовка труб судовых систем в цеху по макетам, оснащение механических цехов новым высокопроизводительным оборудованием и т. п.
Белов был одним из инициаторов перевода завода на выпуск самоходных судов – морских нефтеналивных мелкосидящих танкеров типа «Олег Кошевой».
Декабрь 1954 года ознаменовался сдачей головного нефтеналивного танкера «Олег Кошевой» грузоподъемностью 4000 тонн. Танкер стал первым в стране теплоходом смешанного плавания «море-река», впервые корпус теплохода был изготовлен из низколегированных сталей. «После этого авторитет завода заметно окреп, появилась уверенность в своих силах», – так вспоминали участники тех событий.
Достойны почестей
С 19 августа 1957 года Александр Григорьевич Белов – директор завода. 1957 год стал знаменательным в жизни города. Судостроители отмечали полувековой юбилей с момента основания предприятия. Эту дату они встретили в обстановке творческого подъема, в полном расцвете своих сил. За пятьдесят лет своего существования завод превратился из полукустарной судоверфи в крупное передовое судостроительное предприятие, способное обеспечить морской и речной флот страны современными сложными судами.
Высоко был оценен самоотверженный труд навашинских судостроителей. Указом Президиума Верховного Совета СССР большая группа рабочих, инженерно-технических работников и служащих завода была награждена орденами и медалями. Среди награжденных и наш герой, он стал кавалером ордена Трудового Красного Знамени.
Министр Морского флота СССР Бакаев наградил в числе прочих значком «Почетному работнику морского флота» Александра Григорьевича Белова.
В 1958 году начато строительство мелкосидящих морских хлопковозов грузоподъемностью 3,7 тыс. тонн.
26 сентября 1958 года перестало биться сердце А. Г. Белова.
5 ноября 1959 года в Баку сдано заказчику головное судно, названное в честь директора завода, «Инженер Белов».
К 110‑летию со дня рождения А. Г. Белова в рамках реализации муниципального патриотического проекта «Мы наследники Великой Победы» благоустроена территория и обновлен надмогильный памятник на старом липненском кладбище.
Хочется сказать огромное спасибо руководству и работникам достроечно-малярного цеха АО «Окская судоверфь», волонтерам Студсовета Навашино – ВМК им. А. А. Козерадского за участие в реализации совместного проекта.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.