Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

09.11.2021 09:02 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 85 от 09.11.2021 г.

Кавалер ордена Трудового Красного Знамени

Автор: Анна Терешкина, заведующий историко-краеведческим музеем округа. Фото представлены Евгенией Михайловой

9 ноября исполнилось 110 лет со дня рождения главного инженера, директора Мордовщиковского судостроительного завода Александра Белова

Александр Григорьевич Белов родился в Ленинграде. Отец – старший береговой боцман Балтийского военного флота, мать – домохозяйка. К 1920 году семья переехала в г. Нижний Новгород.

От начальника участка до главного строителя речных судов

В 1930 году окончил школу имени Рылеева. В школе вступил в комсомол.

С 1928 по 1930 каждые летние каникулы работал старшим рабочим лесоустроительной партии треста «Севвостлес». С 1930 по 1932 гг. – слесарем Горьковского электромеханического завода. В марте 1937 года окончил ГИИВТ по специальности инженер-механик. В 1937 году три месяца находился на сборах на крейсере «Коминтерн» Черноморского флота, где получил звание командира запаса ЧМВФ. С июля 1937 по январь 1938 работал начальником механических цехов Лысковского весоизмерительного завода. Затем приехал в Горький и поступил на работу в НИИ № 11 им. Фрунзе. В 1939–1940 – слушатель курсов по повышению квалификации инженеров в Ленинграде. В 1940 году поступил на завод «Красное Сормово», где работал до 1952 года. Прошел путь от начальника участка до главного строителя речных судов. С 24 мая 1952 года назначен главным инженером на Мордовщиковский судостроительный завод.

За технический прогресс

Инженер-судомеханик по образованию Александр Григорьевич Белов с первых дней работы на заводе начал борьбу за все­стороннее развитие завода, за технический прогресс, за внедрение новой техники и передовой технологии производства.

Важнейшим этапом в жизни завода стала его коренная реконструкция, начатая в 50‑е годы и ставившая целью перевод завода на строительство самоходного грузового флота.

Будучи руководителем завода, большое внимание Белов уделял развитию рационализации и изобретательства, в результате количество рационализаторов на предприятии увеличилось в несколько раз.

Организация поточно-позиционного метода строительства 20‑тонных теплоходов проекта 456 позволило заводу развернуть строительство малогабаритных речных теплоходов «Колхозница». Это самая большая серия, построено около 300 теплоходов.

Под непосредственным руководством главного инженера в цехах выполнялись такие важнейшие мероприятия, как расширение применения автоматической и полуавтоматической сварки и резки металлов, заготовка труб судовых систем в цеху по макетам, оснащение механических цехов новым высокопроизводительным оборудованием и т. п.

Белов был одним из инициаторов перевода завода на выпуск самоходных судов – морских нефтеналивных мелкосидящих танкеров типа «Олег Кошевой».

Декабрь 1954 года ознаменовался сдачей головного нефтеналивного танкера «Олег Кошевой» грузоподъемностью 4000 тонн. Танкер стал первым в стране теплоходом смешанного плавания «море-река», впервые корпус теплохода был изготовлен из низколегированных сталей. «После этого авторитет завода заметно окреп, появилась уверенность в своих силах», – так вспоминали участники тех событий.

Достойны почестей

С 19 августа 1957 года Александр Григорьевич Белов – директор завода. 1957 год стал знаменательным в жизни города. Судостроители отмечали полувековой юбилей с момента основания предприятия. Эту дату они встретили в обстановке творческого подъема, в полном расцвете своих сил. За пятьдесят лет своего существования завод превратился из полукустарной судоверфи в крупное передовое судостроительное предприятие, способное обеспечить морской и речной флот страны современными сложными судами.

Высоко был оценен самоотверженный труд навашинских судостроителей. Указом Президиума Верховного Совета СССР большая группа рабочих, инженерно-технических работников и служащих завода была награждена орденами и медалями. Среди награжденных и наш герой, он стал кавалером ордена Трудового Красного Знамени.

Министр Морского флота СССР Бакаев наградил в числе прочих значком «Почетному работнику морского флота» Александра Григорьевича Белова.

В 1958 году начато строительство мелкосидящих морских хлопковозов грузоподъемностью 3,7 тыс. тонн.

26 сентября 1958 года перестало биться сердце А. Г. Белова.

5 ноября 1959 года в Баку сдано заказчику головное судно, названное в честь директора завода, «Инженер Белов».

К 110‑летию со дня рождения А. Г. Белова в рамках реализации муниципального патриотического проекта «Мы наследники Великой Победы» благоустроена территория и обновлен надмогильный памятник на старом липненском кладбище.

Хочется сказать огромное спасибо руководству и работникам достроечно-малярного цеха АО «Окская судоверфь», волонтерам Студсовета Навашино – ВМК им. А. А. Козерадского за участие в реализации совместного проекта.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

23