Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

22.02.2022 09:47 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 22.02.2022 г.

Эстафета пионерии в надежных руках

Автор: Елена Баринова, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Средняя школа № 3  г. Навашино»

Проходят годы, одна эпоха сменяется другой, меняются взгляды, исторические оценки, отношения к событиям, людям. Но остается память, то, чем мы можем гордиться…

Сегодня мы расскажем о пионерской дружине школы № 3 г. Навашино, которая носила имя Героя Советского Союза Олега Кошевого, лидера комсомольской организации «Молодая гвардия», прославившейся на всю страну своими подвигами в годы Великой Отечественной войны.

Как было

На протяжении многих лет самые активные мальчишки и дев­чонки нашей пионерской дружины шагали в ногу со временем, всегда откликались на добрые дела и по-своему, по-детски, участвовали в жизни общества, страны. Стать пионером в то время мог только тот, кто хорошо учился, добросовестно трудился, не жалел собственного времени ради общего дела.

Пионерской работой руководил Совет дружины, в который входили представители от каждого отряда. В разное время председателями Совета дружины были С. Мочалова, И. Юренкова, Г. Макарова, Т. Мошкова. Рядом с пионерами всегда были их старшие товарищи и наставники – пионерские вожатые: В. Б. Прохорова, Л. П. Пигина, А. М. Колчина, О. Н. Зайцева (Бойнова), А. К. Павлова (Захарчук), Г. Б. Соловьева (Трофимова) и другие. Кстати, все они связали свою дальнейшую жизнь с педагогикой, став прекрасными учителями.

Мы встретились с некоторыми из них и записали воспоминания о работе в дружине им. Олега Кошевого.

Из воспоминаний Альбины Михайловны Колчиной:

«Я работала старшей пионервожатой в начале 60‑х, сразу после окончания средней школы. Много было дел в то время у пионерских отрядов: сборы, линейки, походы, костры, тимуровская работа. Жизнь дружины была насыщенной, содержательной, интересной.

А как торжественно проходили все сборы и линейки! В фойе школы строилась вся пионерская дружина им. Олега Кошевого. Председатели Советов отрядов сдавали торжественные рапорта председателю Совета дружины, а он, в свою очередь, – старшей пионервожатой. У каждого отряда обязательно был свой девиз, который произносили все вместе, и своя отрядная песня. А потом мы пели дружинную песню «Взвейтесь кострами, синие ночи…»

На Совете дружины еженедельно отчитывались за собранные макулатуру и металлолом, за качество выполненных поручений. Но наиболее важный результат пионерской работы заключался не в собранных тоннах железа, бумаги и картона (хотя в народном хозяйстве страны они наверняка были не лишними), а в воспитании чувства товарищества. Несмотря на то, что отряды и звенья соревновались между собой, никогда в этом соревновании не было стремления толкнуть слабого. Всегда присутствовал удивительный дух товарищества. Мы учили пионеров навещать заболевших, «подтягивать» отстающих, нести ответственность за тех, кто рядом. Благодаря этому школьный класс обязательно превращался в коллектив, обладающий собственной позицией, умеющий отстаивать собственное мнение».

Из воспоминаний Ольги Николаевны Зайцевой:

«Я начинала свою педагогическую деятельность старшей пионервожатой. Сама немногим старше своих воспитанников, я старалась быть им товарищем, примером, зажигая детские сердца жизнелюбием, оптимизмом и целеустремленностью. Моим наставником была В. Б. Прохорова.

В пионерской комнате мы с ребятами под руководством учителя труда, участника Великой Отечественной войны А. Н. Антяшова оформили стойку с пионерскими атрибутами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. Портрет О. Кошевого, имя которого носила дружина, по нашей просьбе написал навашинский художник М. Г. Копченов, который в то время был руководителем изостудии при Дворце культуры.

Совет дружины ежемесячно выпускал стенгазету «Пионер», где были тематические страницы, новости из отрядов, помещались ребусы, составленные ребятами, печатались стихи учащихся. А «героем» специальной рубрики «Колючка» никто не хотел оказаться, потому что там рассказывалось о нарушителях дисциплины.

В 1967 году мы организовали школу горнистов, во главе которой был А. Маршалов, а председателем Совета дружины в то время была Н. Клюйкова. Под ее руководством четко было организовано тимуровское движение. Пионеры помогали престарелым и одиноким людям. Пилили и кололи дрова, чистили снег, копали и сажали огороды, приносили продукты.

Да, это были интересные годы жизни, дети были заняты полезной работой. Пионерами школы были собраны и сданы государству тысячи тонн макулатуры и металлолома, посажены сотни деревьев и кустарников. Ребята выполняли эти дела ответственно, никого не надо было уговаривать, упрашивать. Все понимали важность поставленных задач и гордились своим классом. И всё это бескорыстно, без ожидания наград. Хотя лучшие, наиболее активные ребята, конечно, поощрялись. В 1967 году дружина им. О. Кошевого заслужила звание правофланговой и получила грамоту Навашинского райкома ВЛКСМ».

Из воспоминаний Александры Константиновны Павловой:

«Я пришла работать в школу в 1972 году. Работа всех пионеров страны тогда строилась по маршрутам Всесоюзного Марша «Всегда готов!». Сначала их было семь: «В Страну знаний», «Моё Отечество – СССР», «Пионерстрой», «Мир и солидарность», «Зарница», «Равнение на пионерское знамя», «Звездочка». Позже добавилось еще три: «Сильные, смелые, ловкие», «Пионер – всем ребятам пример», «В мире прекрасного». В рамках Марша проводились пионерские сборы «Юные герои-антифашисты в нашей стране и за рубежом», «Наша Родина – СССР», «Уроки мужества», классные часы, посвященные освоению космоса. Всего и не перечислишь!

Каждый пионер имел поручение, за выполнение которого должен был отчитываться перед товарищами. Поручения давались по интересам, поэтому и жизнь была интересной и насыщенной.

Большую популярность в 70‑е годы завоевала пионерская военно-спортивная игра «Зарница», участвуя в которой пионеры приобретали специальные умения и навыки, изучали историю Советских Вооруженных сил, создавали музеи боевой славы, встречались с воинами. На районный финал «Зарницы» попадали самые лучшие и ловкие ребята.

Многому могли научиться подростки: понимать цену дружбы и товарищества, ощущать радость общественно-полезного труда, жить, а не существовать в коллективе, и это главное».

Вспомню и я

С теплотой в сердце вспоминаю и я свое пионерское детство. Это было прекрасное время! Я была пионером с 1984 по 1988 год и с гордостью носила красный галстук. Перед вступлением в пионерскую организацию мы учили клятву, законы, символы и атрибуты пионерской организации.

Я возглавляла Совет друзей октябрят и была вожатой ребят, которых обучала моя первая учительница В. Б. Прохорова. После уроков я ходила к октябрятам, читала им увлекательные книги, проводила викторины и конкурсы, готовила их к вступлению в пионеры, а также занималась с учениками, отстающими в учебе. Думаю, это пионерское поручение повлияло на выбор моей профессии, я стала педагогом и в 1992 году пришла работать в родную школу на должность старшей вожатой.

Несколько лет я с моими товарищами П. Рынкиным и И. Ворошиловой была в составе знаменной тройки нашей дружины. Это было очень почетно. На Совете дружины решали голосованием, кто достоин такой чести, при этом учитывали успеваемость в учебе, участие в общественной жизни класса и школы. А еще мне запомнилась «Ярмарка солидарности» в 1988 году. На ней продавались поделки, сделанные своими руками. Средства от продажи были перечислены в Фонд мира.

За отличную учебу и активное участие в жизни школы в 1988 году я была награждена путевкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек», где стала участницей первой международной экологической смены «Мир, развитие, экология».

Я считаю, что пионерская организация воспитала во мне очень важные качества: стремление к знаниям, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, уважение к людям, любовь к Родине. Именно такие качества я стараюсь воспитывать и в своих учениках.

На мой взгляд, главное, чего сумела добиться пионерская организация – это безусловного авторитета в детской среде. За этим стоит ежедневная, кропотливая, многолетняя работа людей, занимавшихся руководством пионерского движения.

Как стало

Сегодня мы живем в другой стране. Многие события тех далеких дней оцениваются по-разному. Но одно остается неоспоримым – пионерская организация с хорошей идеей, красивыми традициями, патриотизмом была прочной основой воспитания. Поэтому воспитательная система нашей школы построена на лучших традициях пионерии, овеянных духом дружбы, романтики и добрых дел. Ключевую роль в воспитании учащихся, несомненно, играют детское общественное объединение «Ребячья республика», волонтерское объединение «Доброе сердце», юнармейский отряд «Альфа», орган ученического самоуправления «Школьный Совет».

В нашей школе накоплено много очень полезных и добрых традиций, в том числе возникших очень давно и поддерживающихся до настоящего времени: общешкольные линейки, «Зарница», День Победы, уроки мужества, помощь ветеранам и труженикам тыла, субботники, соревнования по пионерболу… Лидеры так же, как и раньше, проходят обучение в Школе актива, маршруты «Маршей» поменяли свои названия на направления деятельности, а для развития творческого потенциала ребят используются современные технологии, формы и методы работы.

Педагогический коллектив нашей школы уверен в главном: как бы ни назывались детские организации, цель у них осталась прежней – объединить детей на основе общих дел по интересам и увлечениям для участия в социально-значимой деятельности и формирования их активной гражданской позиции.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что эстафета пионерии в надежных руках.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

35