Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

27.03.2020 09:12 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 27.03.2020 г.

Пусть поколения знают...

Автор: Анна Терешкина, заведующий историко-краеведческим музеем

Доска показателей производительности труда «Все для фронта! Все для Победы!» на заводе

Навашинский район в годы Великой Отечественной войны. Навашинский район (в прошлом Мордовщиковский, в настоящем – городской округ Навашинский) образован 29 августа 1944 года. В его состав вошли 28 населенных пунктов из Муромского района и 6 из Кулебакского, из которого в 1965 году было добавлено еще 17 селений.

«Все для фронта! Все для Победы!»

В 1957 году после объединения рабочих поселков Мордовщиково и Липня центром района стал город Навашино.

На фронт из Навашинского района (призыв проходил через Кулебакский и Муромский военкоматы) ушли по разным оценкам от 7 до 10 тысяч человек, из них погибли в боях, умерли от ран, пропали без вести около 3900 навашинцев, более 2000 награждены боевыми орденами и медалями СССР.

Пятерым присвоено звание «Герой Советского Союза»: Михаилу Ивановичу Бахтину, уроженцу с. Большое Окулово; Николаю Павловичу Богатову, уроженцу села Поздняково; Ивану Федоровичу Пигину, уроженцу с. Саваслейка, ныне Кулебакского района; Александру Ивановичу Попкову, уроженцу с. Виткулово Сосновского района (с 1960 года по 1994 проживал в Навашине); Василию Ивановичу Шмакову, уроженцу с. Большое Окулово (посмертно).

Более 30 человек удостоены ордена Славы (II и III степеней), 10 – кавалеры ордена Александра Невского, 5 навашинцев – участники Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.

В годы войны лозунг «Все для фронта! Все для Победы!» стал нормой жизни населения всей нашей страны, в том числе и жителей нашего района. Война не обошла стороной ни одну семью. Ушедших на фронт отцов и матерей заменяли на трудовом фронте их дети. Многим из них было 14–16 лет, а они становились трактористами, животноводами, слесарями и сварщиками, давая фронту все необходимое для победы над врагом.

Судостроительный завод

В начале июля 1941 года судостроительный завод (в годы войны № 342) перешел на военное положение, была введена светомаскировка, на крышах некоторых цехов были установлены зенитные пулеметы. Особое внимание уделялось организации военной подготовки населения и работников завода. Была создана истребительная рота по борьбе с диверсантами и парашютными десантами, вошедшая в состав Кулебакского истребительного батальона. Рота насчитывала 96 человек, в том числе 30 девушек. Командиром роты был Иван Васильевич Шарапов, комиссаром Иван Сергеевич Окладнов, начальником штаба Федор Петрович Жигулин.

Потребности военного времени привели не только к реорганизации производственных подразделений, но и созданию новых, вспомогательных. Для улучшения питания рабочих на заводе был организован отдел рабочего снабжения, освоивший для подсобного хозяйства около 100 га земли, занятой лесосеками. Завод и рабочие в период войны полностью обеспечивались местным топливом (дровами, торфом), поставлявшимся лесоразрабатывающим цехом, имевшим кроме лесоучастков, торфоучасток за селом Липня.

«Мы будем работать в тылу для нашей Красной Армии так, чтобы снабжать ее всем необходимым для разгрома гитлеровской банды» – выдержка из решения митинга судостроителей от 23 июня 1941 года. Принятое на митинге решение рабочие старались подтвердить делом.

Ширилось на заводе соревнование, росли ряды двухсотников, стахановцев, ударников, рационализаторов производства.

В 1944 году «двухсотников» (людей, которые реализовывали дневную норму на 200% – прим. ред.) было 104 человека (в 1942 – 49), стахановцев 727 человек (в 1942 году – 602), ударников – 420 человек (в 1942 – 337), 49 комсомольско-молодежных бригад соревновались за звание «фронтовых».

Коллективу завода неоднократно присуждались призовые места во Всесоюзном отраслевом социалистическом соревновании: третье место за сентябрь 1942 года, второе место с вручением переходящего Красного Знамени ЦК КПСС и Наркомата судостроения за октябрь 1942 года, третье место за февраль 1943 года.

Страна высоко оценила заслуги людей, работавших в тылу: в ноябре 1942 и в мае 1944 года за успешное выполнение заданий правительства по изготовлению и выпуску оборонной продукции 36 судостроителей были награждены орденами и медалями.

Первым кавалером ордена Ленина на заводе стал начальник цеха Иван Васильевич Максимов. Орденом Трудового Красного Знамени награждены сборщики Михаил Иванович Скопин и Василий Антонович Цирульников. Среди награжденных орденом «Знак Почета» – мастера Александр Николаевич Никольский, Александр Николаевич Печенкин, Федор Степанович Рыбкин, Иван Федорович Бахтин, проводившие большую воспитательную работу на своих участках. Рабочие, награжденные орденом «Знак Почета» и медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие», показывали образцы высокопроизводительного труда. Токари Николай Васильевич Сосунов, Иван Федорович Корчин, Екатерина Ивановна Ивентьева, электросварщицы Нина Яковлевна Окладнова, Антонина Васильевна Ивентьева, сборщики Михаил Васильевич Ивагин, Павел Михайлович Лунев, Павел Иванович Савин, сверловщик Яков Иванович Мокеев, слесарь Федор Васильевич Зимин выполняли сменные задания на 200–400%.

За годы войны навашинские судостроители изготовили для нужд фронта более 60 тысяч малых саперных лопат, свыше 1000 противотанковых ежей, более 100 бронированных скрывающихся огневых пулеметных точек (МБСОТ) для установки на оборонительном рубеже, строившемся по правому берегу Оки в конце 1941 года, 179 бронированных башен с двумя установленными в каждой башне спаренными зенитными пулеметами (для кораблей ВМФ), более 187 тысяч корпусов для различных видов боеприпасов, в том числе для реактивных минометов «Катюша». Начинка корпусов боеприпасов осуществлялась в г. Горький (ныне Н. Новгород), куда они перевозились на автомашинах (в основном газогенераторных) по построенной перед войной шоссейной дороге с бутовым покрытием, соединявшей Кулебаки, Выксу и поселок Мордовщик с областным центром.

В период 1942–1943 гг. заводом построено 29 траловых барж, которые предназначались для подрыва магнитных и акустических мин и бомб в фарватере Волги в районе Сталинграда. Баржи строились, в основном, из отходов металла, за исключением подводной части корпуса. На баржах устанавливались 2 пневматических молотка, с помощью которых создавались резкие вибрирующие звуки.

Основной фронтовой продукцией, которую поставлял завод, принято считать понтонно-мостовые парки различных типов для наведения переправ через водные преграды при переброске войск и боевой техники в ходе боевых операций. Парки завод изготавливал с 1934 года. Заслуги завода по изготовлению парков отмечены в приказе 3103 от 13 июня 1945 года начальником инженерных войск Красной Армии маршалом Воробьевым. В приказе, в частности, говорится: «Завод является одним из основных предприятий по поставке для инженерных войск Красной Армии тяжелых, средних и легких понтонно-мостовых парков. За время Отечественной войны завод в минимально короткий срок освоил массовое производство понтонно-мостовых парков, благодаря чему Красная Армия не ощущала острой нужды в парках, всегда обеспечивалась всеми средствами в нужных количествах. Изготовленные заводом понтонно-мостовые парки участвовали на всех фронтах и показали себя только с хорошей стороны. В процессе массового производства парков завод проделал большую работу по модернизации основных парков, благодаря чему улучшены качество и тактико-технические показатели этих средств…»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

32