Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

22.03.2022 08:47 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 22.03.2022 г.

Он стоял у истоков навашинского судостроения

Автор: Лев Мохов. Фото из архива А.А.Дроздова

Об истории судоверфи и ее первом управляющем Сергее Ильине.

В начале XX века начинается развитие нефтедобывающей промышленности в Россий­ской империи, в связи с этим возникает потребность в перевозках нефти водным транспортом. В правлении Коломенского акционерного общества приходят к решению о строительстве судоверфи недалеко от г. Кулебаки на затоне Липненский, который имеет выход в реку Ока.

Начало XX века, 1907–1912 годы

Строительство судоверфи началось осенью 1907 года, она должна была освоить выпуск больших нефтеналивных барж, а металл для них поставлял Кулебакский горный завод.

Первым техническим руководителем судоверфи был назначен Сергей Николаевич Ильин, окончивший Московское техническое училище по специальности инженер-мостостроитель. Проработав на ней более 25‑ти лет, он очень многое сделал для ее становления, развития инфраструктуры, обучения рабочих и техников. Казалось бы, человек, руководитель, работал при двух противоположных системах власти, царской и советской, но та и другая оценили по достоинству его качества инженера и руководителя.

В 1910 году он становится управляющим судоверфью. В это время, кроме строительства барж, строится морская шхуна «Цесаревич» для Каспийского моря. Также бурно развивается железнодорожное строительство, и верфь получает заказы на изготовление ферм для мостов на реках Волга и Ока, осваивается и строительство резервуаров для хранения нефти.

Управляющий с присущей ему энергией и высокой компетентностью решает сложные производственные проблемы. Именно в это время на судоверфи осваивается строительство барж-гигантов «Екатерина Великая» и «Императрица Елизавета» грузоподъемностью 10200 тонн. 1912 год стал рекордным для судоверфи: были построены 12 нефтеналивных барж, 2 теплохода и морская самоходная шхуна «Цесаревич Алексей». Такое масштабное строительство привело к расширению предприятия, приобретению нового оборудования и станков – перед войной на нем работали более 2000 человек.

Первая мировая война

Приближается Первая мировая война, и судоверфь принимает заказы военного ведомства для крепостей Кронштадта, Севастополя и других. Во время войны резко возросла потребность в железнодорожных вагонах, и судоверфь подключилась к выполнению данных заказов: изготавливались рамы вагонов, а крытые вагоны обшивались местной древесиной. Металлопрокат поставлял Кулебакский горный завод. Всего за первые десять лет были построены более ста барж различных проектов, около ста тысяч тонн разборных резервуаров для нефти, мостовых ферм, кессонов и цистерн. Сергей Николаевич вспоминал: «Изготовление мостов, а главное – принятие заказа на шхуну. Для этого требовалось новое, мощное оборудование, что способствовало переоборудованию судоверфи и увеличению ее мощностей».

Революция и гражданская война

Приближался 1917 год, переломный в истории нашей Родины. Произошедшая февральская революция ликвидировала монархию, и страна стала буржуазной республикой. На «Окской судоверфи» развернулась классовая борьба между рабочими и капиталистами. В поселке был избран Совет рабочих депутатов, который взял власть в свои руки, не имея опыта управления. Это привело к ухудшению экономического положения, потере заказов.

Сергей Николаевич работал на судоверфи до марта 1918 года. Благодаря его опытности, техническим знаниям и распорядительности, судоверфь развилась в большое предприятие, имевшее многопрофильное производство. Трудные времена наступили после Октябрьской Революции и гражданской войны, верфь была законсервирована, выполняла только заказы на аварийно-восстановительные работы по ремонту железнодорожных мостов. Многие рабочие верфи ушли воевать на фронты гражданской войны и не вернулись.

Во время гражданской войны Сергей Николаевич работал в Наркомате путей сообщения инспектором по мостостроению, а потом был назначен главным строителем моста через Москва-реку. За успешное выполнение этого заказа ему было присвоено звание «заслуженного строителя».

Двадцатые годы XX века

В 1923 году Ильин вновь назначен управляющим судоверфью. Верфь, по свидетельству Сергея Николаевича, находилась в то время в плачевном состоянии. Необходимо было проводить ремонты силовой станции и станков, а также закупать материалы и необходимый инструмент, а денег на это было недостаточно. Главное, что нужно было, – это привлечь заказы. Он использовал для этого свои московские связи и знания. Он привлек к работам по восстановлению завода А. Н. Ябрикова, начальника энергосилового цеха. Благодаря знакомству с П. А. Соколовым, бывшим директором Кулебакского горного завода, был получен первый заказ на дебаркадеры. Вторым заказом были машинки для перекачки нефти, а следующим был заказ на десять сухогрузных разборных барж. Исполнение заказов показало, что мы делаем дешевле и лучше Сормовского судостроительного завода. Это стало возрождением судостроения и получением крупного заказа на строительство барж типа: «Сура» грузоподъемностью 6400 тонн.

Консервация с завода была снята в 1924 году. Удалось также получить заказы на изготовление железнодорожных мостов. 1925–1926 годы стали переломными в истории судоверфи. Продолжается развертывание работ по изготовлению мостов и металлоконструкций, расширяется постройка барж. За все время работы на судоверфи Сергей Николаевич уделял пристальное внимание вопросам экономики, нормированию труда и себестоимости продукции. Это отчетливо видно из многочисленных таблиц и расчетов, выполненных им собственноручно.

Конец двадцатых годов характеризуется дальнейшим ростом объемов производства и расширением номенклатуры выпускаемой продукции. За судоверфью закрепляется репутация лучшего строителя нефтеналивных барж. Продолжая выпускать мостовые фермы, разборные резервуары для хранения нефти, баржи, начали планировать реконструкцию судоверфи. Многое стало меняться и в самом поселке Мордовщиково (теперь это город Навашино): развернулось строительство жилых домов, было построено здание ремесленного училища, введены в строй поликлиника и городская больница. Это было началом формирования центра города.

Тридцатые годы XX века

В начале тридцатых годов начиналось внедрение электросварки в промышленности, и «Окская судоверфь» в числе передовых предприятий первой в судостроении применила электросварку. Новые технологии, как тогда было принято, доверили осваивать молодым рабочим и техникам. К этому времени на заводе работали семь дипломированных инженеров и семнадцать техников, а остальные были практиками. Обучение сварщиков вели инструкторы: инженер Алявдин и представитель из Москвы инженер Бауман. Cостоялся первый выпуск сварщиков: это были Владимир Кузнецов, Николай Есин, Иван Сидоров, Алексей Клусов, Анна Макурина и Татъяна Судоплатова. Всего пятнадцать человек. За два года работы сварочная лаборатория подготовила более пятидесяти сварщиков.

В 1932 году на заводе был соз­дан сварочный цех, то есть была заложена база сварного судостроения. В середине 1933 года «Речсоюзверфью» было принято решение о строительстве первой цельносварной баржи на Мордовщиковской судоверфи.

В октябре 1933 года Сергею Николаевичу Ильину исполнилось шестьдесят пять лет. На вечере, посвященном 25‑летию его трудовой деятельности, он сказал: «Мы имеем заказ на первую сварную баржу грузоподъемностью 6000 тонн, таких свет еще не видывал, но таких будем строить много. Мы общими усилиями освоим новое дело. Всех присутствующих товарищей и сослуживцев вызываю на соревнование, в основной, главной работе, от которой зависит всё наше будущее».

За добросовестный труд в 1935 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Сергей Николаевич Ильин прожил долгую и значимую жизнь, скончался в 1954 году в г. Москве.

При написании очерка использованы источники:

1. Фонды Российского Государственного архива экономики;

2. Материалы районного историко-краеведческого музея «Записки Ильина С. Н.»;

3. Архивные материалы заводской библиотеки.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

149