Главное – приносить пользу!
Меня всегда удивляло терпение и упорство людей, трудящихся на одном месте много лет. Сегодня я познакомлю вас с таким человеком. Это главный механик АО «Окская судоверфь» Александр Чижов. На предприятии он работает без малого шесть десятилетий!
Старая фотография
Наш разговор проходил в рабочем кабинете Александра Васильевича. Сам он сидел за огромным столом, часть которого была занята многочисленными чертежами, справочниками и папками с документами. Ими же были заняты и стеллажи вдоль стен помещения.
– Не удивляйтесь, – добродушно сказал Александр Васильевич, – в этой, на первый взгляд, хаотичной массе бумаг – мой определенный порядок. Я знаю, в каком месте и в какой стопке что лежит…
Взяв с полки известную книгу «Корабелы былинного края», содержащую очерки о навашинских судостроителях, он начал рассказывать, с чего начался его заводской путь.
– В детстве над моей кроватью висела довоенная фотокарточка, на которой были изображены 4 мужчины и 6 женщин. На обороте фото была подробная запись, кто есть кто. Так вот, один из мужчин был Василий Шмаков (будущий Герой Советскго Союза). На фото среди женщин была моя мама (ее звали Клавдия) – и ее сестра, которая была женой Шмакова.
Кстати, данная фотография была размещена в газете «Приокская правда» в статье в годовщину начала войны. Подпись под ней оканчивалась словами: «Через год после войны у Клавдии родился сын».
– Это и был я, – произнес Александр Васильевич. – Все и началось с этой фотографии. Ведь ни один мужчина, что был на ней, не вернулся с войны. Я, мальчишка, часто смотрел на нее и думал о том, сколько не успели сделать они, заводчане.
Поэтому вопрос, какую выбрать профессию, перед Александром не стоял. Ясное дело, в завод!
– Пришел сюда, практически, сразу после школы, параллельно поступив в наш судомеханический техникум. Устроиться на завод было в то время непросто, – продолжил Александр Васильевич, – но все-таки приняли. Вот с тех пор и работаю.
Откуда силы?
Слушать Александра Васильевича было чрезвычайно интересно. Особенно запомнился момент из биографии, когда он, видя, что ребята, учившиеся в школе на средние оценки, поступают в институты, оканчивают их, получают неплохие должности.
– Мне подумалось тогда: «Я‑то в школе был крепким хорошистом. Почему бы и мне не поступить?» Сказано – сделано! Поступил в институт, – улыбается собеседник. – Получается: работаю, продолжаю учебу в техникуме и уже учусь в высшем учебном заведении!
Удивительно, согласитесь? Это какую надо иметь энергетику, чтобы делать все это?
Этот период жизни, когда Александру Васильевичу нужно было совмещать учебу и работу, был очень напряженным.
– Но и очень интересным, – вспоминает он. – Откуда бралась энергия и силы, не знаю. Молодой был, активный. А еще, возможно, силу мне давали те парни с фотографии, которые сложили головы в боях за наше будущее…
Окончил техникум. Имея диплом по специальности «Корпусостроение», уже работал в конструкторском бюро завода. Институт окончил в 1972 году и был призван на срочную службу в армию. После демобилизации работал в КБ в отделе главного технолога.
О работе
Александр Васильевич старейший работник, который знает судостроительный завод «от» и «до». Да и шутка ли, посвятить почти 60 лет одному предприятию – случай неординарный.
С 1978 по 1986 годы он уже работал заместителем главного механика. До 1998 года – технологом в инструментальном цехе, а уже в декабре 1999 года возглавил отдел главного механика.
Руководство отделом – это умение грамотно ладить с людьми, отвечать за свою работу и деятельность всего вверенного коллектива.
– Задача моя как главного механика одна – чтобы всё оборудование, которое находится в зоне ответственности, работало без сбоев, отказов и аварий. Всё, что находится в составе АО «Окская судоверфь» – механо-технологическое оборудование, подъемные краны, станки и так далее, – работало хорошо.
– Любовь к технике у меня с детства. Мой отец работал на заводе. Мои двоюродные сестры трудились там же. Сейчас одна из двух дочерей трудится здесь же. Работа стабильная и надежная. Если решения принимаются – то обязательно исполняются. Все – от слесаря до инженера – работают с полной выкладкой, чтобы в назначенный срок выполнить намеченное. Наверное, я уже не смогу трудиться в другом режиме, где требования к исполнительской дисциплине менее жесткие. Не скрою, что и труд здесь оплачивается достойно, и есть уверенность в завтрашнем дне.
Мысли по поводу
На протяжении беседы он перелистывал страницы книги, рассказывая о тех людях, с которыми довелось работать, о судах, в строительстве которых принимал непосредственное участие.
– Навашино – красивый город! Как все здесь по-умному построено, – говорит Александр Васильевич. – А ведь его, можно сказать, практически построил наш судостроительный завод. Благодаря колоссальным усилиям главного инженера, а потом и директора завода Николая Терёшкина, внесшего огромный вклад в развитие городской инфраструктуры, жители имели все: детские сады, квартиры для молодых специалистов, дворцы, бассейн, современно оборудованную больницу… Представляете, как бы здорово было назвать судно «Николай Терёшкин»!
Оставив кабинет, мы прошлись по территории завода, подошли к СЛИПу, по которому суда спускают на воду.
– Вы знаете, как прекрасно море, где в предрассветной дымке вдали плавно исчезает корабль! Штиль, крики чаек… и ощущение тихого восторга в душе, – произнес он. – Говорить громких слов не хочу, но я горд, что тружусь на предприятии «Окская судоверфь» и приношу пользу!
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.