Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

10.09.2021 10:01 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 69 от 10.09.2021 г.

Варим всё: от каш простых до секций судовых!

Автор: Татьяна Храмова

Сварщик – профессия, которую на бытовом уровне мы привыкли называть «мужской». В самом деле, многие считают, что женщинам, ввиду непростых условий труда, работа сварщика совершенно не подходит. Это мнение полностью опровергают электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах цеха СК‑2 АО «Окская судоверфь» Ирина Мохова и Светлана Кузнецова.

Мы встретились в цехе, где безостановочно ведутся работы по сборке секций очередного будущего судна. Несмотря на специфическую защитную амуницию сварщика, которая отвечает требованиям безопасности, было заметно, насколько эти сварщики хрупки и женственны. А миг, когда они сняли сварочные маски и приветливые улыбки осветили открытые лица, только усилил их обаяние.

Цеховой шум мало способ­ствовал разговору, поэтому мы перешли в бытовое помещение.

Ирина Мохова: «А почему нет?!»

О том, каким образом стала сварщиком, Ирина Мохова, делая небольшие экскурсы в 30‑летнее прошлое, рассказывала:

– По образованию я технолог сварочного производства. В 1992 году окончила Навашинский судомеханический техникум и тогда же, 19‑летней девчонкой, пришла на производство. Не могу ска­зать, что я безумно хотела стать сварщиком. Ну, а куда, соб­ственно, кроме единственного градообразующего предприятия идти? И почему нет? Замечу, что немногие заводы в стране выдержали тяжелые девяностые. А наш выстоял, и сейчас завод – ведущее предприятие в отрасли кораблестроения. Меня, совсем юную, тепло встретил коллектив, а это, согласитесь, основополагающий момент. Начала работать под руководством наставников, потом самостоятельно. Привыкла, втянулась, полюбила профессию. Вот так и работаю уже 29 лет. Третий горячий стаж идет, однако!..

Работа сварщика действительно интересная, необычная и… красивая. К тому же люди этой профессии всегда востребованы и без работы никогда не останутся.

– В материальном плане сейчас, конечно, стало намного лучше и стабильнее. Есть заказы сейчас и на перспективу, значит, есть работа, есть благополучие. Судоверфь – мое родное предприятие, в котором трудились мои дедушка с бабушкой в войну, родители, моя сестра, дядя, тетя! Теперь уже мы учим молодежь, как правильно варить сваркой, как подключить аппарат и как выставить параметры, каким способом стальные детали могут соединяться между собой. В общем, передаем тонкости нашего красивого ремесла, – делится Ирина.

Светлана Кузнецова: «Всё познается через опыт!»

В отличие от подруги Ирины в профессию она пришла, можно сказать, случайно: вышла замуж и приехала с супругом на его родину – в Навашино. Устроилась на завод в 2000 году.

– Тогда как раз начался дополнительный набор, и к 7 сварщикам-женщинам прибавилось еще 10 человек нас. Учились профессии здесь же, на заводе. В СК‑2 на участке предварительной сборки и сварки мы работаем по высшему, 4 разряду, – говорит Светлана. – Суда мы строим самые разнообразные, и все они прошли через наши руки, через нашу сварку! Так что работу свою знаем «от» и «до». Но чтобы этого достичь, нужно потрудиться. Все приходит через опыт! Мне кажется, надо понять, уловить суть сварки. Молодые пока еще не «догоняют» ее смысла. Чтобы получить опыт, нужно варить как можно больше.

Из ее рассказа следовало, что раньше обучались на простой проволоке, но вот уже более 10 лет в электросварке используется порошковая проволока.

– Это совсем другая технология и даже не в плане сложности, а просто приноровиться нужно. Например, при сварке простой проволоки делаешь колебательные движения, а в случае порошковой – надо просто вести, чтоб был ровный гладкий шов. Пройдет минимум год, прежде чем появится навык и понимание. Далеко не у всех женщин (да и мужчин) получается остаться в профессии. Это дано или не дано. Хотя и мы, опытные сварщики, тоже переучивались! – признается Светлана.

По-хорошему, очень подкупала уверенность героинь, что именно у слабого пола есть все те необходимые качества, чтобы выполнять такую работу безукоризненно.

«Потом приходим мы, красивые женщины!»

– Процесс постройки судна состоит из этапов заготовительного, стапельного, достроечного и сдаточного. На первом выполняются работы по обработке металла, изготовлению деталей для набора секций. Электросварка сопровождает судно на протяжении всего строительства, – сообщает Светлана Кузнецова. – Сначала рубят металл – получаются заготовки. Это листы, из которых затем получаются обшивы, бульбы и всяческая оснастка. Они поступают сюда. Сборщики, прихватывая на сварку, из этих деталей, как конструктор, собирают секции, ребра жесткости и так далее.

– Потом приходим мы, красивые женщины, – белоснежно улыбаясь, добавляет Ирина, – и начинаем всё соединять посредством сварочного электрода. Место соединения должно быть очень тщательно проварено. Если будет брак в сварке (поры, пузыри и прочее), пойдет трещина и конструкция при эксплуатации может запросто отвалится. Это недопустимо! По мере изготовления секции обязательно осуществляется контроль. Есть в бригаде работники (в основном, ребята), которые эти швы зачищают специальной машинкой. Если обнаруживается брак, Олег Викторович – наш мастер – делает замечания, мы устраняем недочеты: брак убирается, выстрагивается, подваривается, зачищается. Потом работу проверят заказчик или регистр (главный приемщик). После того, как работы приняты, секция отправляется на покраску. Ее грунтуют, красят и отправляют на стапель. Из этих секций собирается корпус судна. Сварочные работы не прекращаются ни на одной стадии до конца достройки. Они продолжаются от самого начала и до конца, вплоть до отправки судна в порт приписки.

«Наши души греет мысль: частичка нас живет в судах»!

За 29 лет работы Ирины Моховой и 21 год – Светланы Кузнецовой через их руки прошли десятки кораблей!

– Варить – понятие растяжимое, – шутит Ирина, – варить мы можем всё: и супы с кашами дома, и секции на судне! А сколько их сделано за это время: баржи нефтеналивные и сухогрузные, гидрографы, катера, краболовы, грузопассажирские теплоходы…

– Все заводчане так считают, – вторит Светлана, – коллектив наш большой и дружный, иначе просто невозможно: ведь мы основную часть жизни проводим на производстве, а работать в хорошем, душевном климате – очень важно. Мы знаем: все наши суда хранят тепло наших рук и сердец. Это, поверьте, очень отрадно!..

Напоследок добавим, что на «Окскую судоверфь» людей принимают, ориентируясь на их квалификацию и востребованность, а не на то, к какому полу ты принадлежишь. Это подтверждает и мастер участка сборочно-сварочных работ СК‑2 Олег Макаров:

– Для меня важнее качество работы, а уж кто ее сделал – мужчина или женщина – вопрос второстепенный. Мои сварщики работают отлично. Исполнительные, аккуратные, внимательные и серьезные. От работы не отказываются, на какой бы участок их ни отправили. Ее всегда сделают хорошо, потому что профессионалы, хоть и женщины. А, может, благодаря тому, что женщины!

Кто из нас серьезно думал,

Как рождаются суда?

Как из заводского шума

Увлекает их волна?

…В коллективное творенье

Душ, умов и рук людских

Сварщик, проявив уменье,

Труд и опыт применив,

Электродом варит днище,

Варит секции, борта

В брызгах ярких искр и вспышек.

Будет день и час, когда

Судно плавно, осторожно

Спустится в речную гладь.

Вот тогда признаться можно

И с причала прокричать,

Помахав ему руками:

«В добрый путь, и счастлив будь!

Мы с тобою, а ты с нами!

Верфь родную не забудь!»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

83