Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

01.06.2021 08:35 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 01.06.2021 г.

Ах, какая панорама за стеклом кабины крана!

Автор: Татьяна Храмова

Создание судна – очень сложный многоэтапный процесс, в котором участвует большое количество людей, техники и механизмов. Но согласитесь: ни одну стройку, результатом которой являются объекты весьма внушительных размеров, невозможно представить без подъемных кранов! О людях, управляющих этой могучей техникой, в преддверии их профессионального праздника, сегодня и поговорим.

Подъемные сооружения

Прежде, чем познакомиться с людьми, работающими на подъемных кранах (правильно – подъемных сооружениях), на эту столь интересную тему со мной побеседовал заместитель начальника цеха СКП АО «Окская судоверфь» Николай Баулин. О нем мне хочется сказать отдельно.

Первое впечатление, которое произвел на меня Николай Баулин, оказалось довольно сильным и внушительным. В присутствии таких людей, как Николай Анатольевич, от его уверенности как в голосе, так и в действиях на душе становится очень спокойно. Более того, неожиданно убеждаешься в том, что ты все успеешь и без лишней суеты сделаешь все правильно.

– Сам я навашинец. Здесь и родился, и вырос, и выучился, – добродушно отзывается он на просьбу рассказать немного о себе. – Очень люблю свой родной город, родной завод и рад, что более 8 лет работаю в нем. После окончания Навашинского судомеханического техникума отработал вначале в должности механика-энергетика 2‑го цеха, потом – в должности энергетика корпусного производства, а 4 года назад был переведен на должность, в которой работаю по сегодняшний день. В крановой службе, которая тоже входит в сферу моей производственной деятельности, находятся нес­колько козловых, 17 мостовых, 2 портальных и 4 башенных крана. Машинистами кранов, за исключением 2 человек, являются женщины.

Со слов Николая Анатольевича, на предприятии насчитывается около 100 единиц подъемной техники разного назначения. Поговорим о самых мощных подъемных сооружениях, непосред­ственно участвующих в сборке судна, – о внутрицеховых мостовых, башенных и портальных кранах, обеспечивающих сборку судна как внутри цеха, так и на стапелях судоверфи.

– Машинисты кранов – профессионалы своего дела, многие из которых проработали в профессии не один десяток лет и для которых словосочетание «любимая работа» – не пустой звук! А иначе в профессии нельзя! Без любви к делу, которым ты занимаешься, качественной работы не получится, – поясняет Николай Анатольевич, – все крановщики работают по пятому, самому высокому здесь разряду. Машинисту грузоподъемного крана всегда нужно быть предельно аккуратным и внимательным: ведь работа происходит при непосред­ственном контакте техники, больших грузов и людей. Одним из самых важных качеств человека, на мой взгляд (и это касается не только данной профессии), является сдержанность. Здесь ведь, как и на любом производстве, бывает всякое: и острые моменты, и поломки, и условия, осложненные непогодой. Но на то они и профессионалы, чтобы из любой ситуации выйти достойно. Весь рабочий процесс по строительству судна завязан на работе крана! Без него основные работы просто останавливаются.

«Парит» над цехом

С Мариной Пигиной, красивой улыбчивой женщиной – машинистом мостового крана СК‑3, разговор начали в цехе. Представляя нас друг другу, Николай Анатольевич заметил:

– Она знает мостовой кран, как свои пять пальцев! Лучшая работница! Впрочем, это и не удивительно с таким-то опытом! 30 лет Марина, что называется, «парит» над цехом!

Глядя, как быстро она забралась (нет, взлетела!) по лестнице на кран, я невольно подумала: сколько же раз можно так забираться и спускаться?

– Ой, да я и не замечаю уже, – смеясь, произнесла Марина, – тем более, что это низкая часть – всего с трехэтажный дом! Таких кранов у нас 13. А еще есть в цехе краны и выше – с пятиэтажный дом! Всего их здесь 4.

Поскольку в цехе было шумно, общаться приходилось громко: мы буквально кричали, чтобы понять друг друга.

– Хотите, покажу свое рабочее место: полюбуетесь на дей­ствующее производство с высоты, – предложила она неожиданно.

Сказать откровенно, даже на трехметровом расстоянии от земли находиться мне страшновато. Но, как говорится, охота пуще неволи – я поднялась на кран (хорошо, что не на каблуках!). Стараясь не смотреть вниз, добралась до светлой и вместительной кабинки. Запустив механизм, Марина показывала, что и как делает:

– Кран может двигаться по рельсам строго вправо и влево. Есть 4 командоконтроллера, отвечающие за управление. На них есть пять положений, то есть пять скоростей. Ставим контроллер на нулевое положение – кран останавливается. Также и в другую сторону. Тормозной путь крана – 1,5 метра. С другой стороны располагается контроллер «майна» и «вира». Крепление груза выполняется стропами, которые, в свою очередь, к грузу зацепляют стропальщики. Имеется звонок для оповещений и рация, которая нужна в том случае, если работа происходит на высотной части.

За свой многолетний опыт Марина освоила все мостовые краны, начиная с 10‑тонника и заканчивая кранами грузоподъемностью 50 тонн. На вопрос: чем ей так нравится работа, ответила звонко:

– Мне интересно! Производ­ственный процесс под крышей цеха, когда ты видишь, как будущее судно начинает обретать формы и облик, – настолько захватывающее действо, которое по своей грандиозности мало с чем сравнимо! Наша судоверфь – уникальное в своем роде предприятие, а навашинские суда знают во всем мире. Осознавать, что твой труд и частичка твоей души – это вклад в общее дело, позволяющее нашей стране быть великой державой, мне очень приятно!

Они как птицы-исполины

Эти огромные краны всем, кто приближается к Навашино, видны издалека. Их стальные профили, похожие на гигантских пеликанов, определенно указывают на то, что где-то совсем близко завод, который строит корабли.

Николай Анатольевич внял моему огромному желанию побывать еще и на башенном кране. Расстояние от земли, – как объяснил он, – равно примерно 28–30 метрам!

В кабине нас встретил машинист башенного крана Даулет Юсупов.

– Изначально я работал водителем автокрана, – начал он рассказывать о том, как пришел в профессию. – Однако мне очень хотелось выучиться на машиниста башенного крана (в молодости ведь хочется попробовать все!). Поступил на курсы, успешно их окончил, и вот уже 12 лет перемещаю грузы! Каждый мой рабочий день не похож на предыдущий. Чего только стоит то удивительное чудо, когда на твоих глазах растет судно, когда корпус его постепенно, день за днем наращивается за счет вновь присоединяемых секций, каждая из которых имеет внушительные размеры и вес. Кран мой способен поднять 30 тонн. Панорама, которая открывается из окон моей кабины, просто потрясающая! Как здорово с высоты наблюдать за тем, как строятся корабли! Прекрасно обозревается как судоверфь, так и город с его окрестностями! Понимание того, что судно создается при моем непосредственном участии, делает меня счастливым человеком! Уверен, что профессия крановщик будет востребована во все времена.

– Любопытно еще наблюдать за портальными кранами, когда они работают в паре одновременно. Красиво! Кажется, что они живые существа, деловито и методично перемещающие грузы, – добавляет Николай Баулин.

Я узнала, что башенные судостроительные краны были привезены на «Окскую судоверфь» еще в 50‑е годы из Германии. Каждая из четырех опор этих гигантов поставлена на стальные колеса, которые при всей схожести с железнодорожными отличаются от них наличием второй реборды – гребня на выступающей части обода колеса, предотвращающей боковое смещение при его движении по рельсам. Да и рельсы, по которым движется подъемное сооружение, тоже специальные, толстые и широкие. Кран сделан методом клепки, что увеличивает срок службы.

По собственной сложившейся традиции позволю себе лирическое отступление.

Скажу откровенно, будучи ребенком, я вместе с родителями часто ездила на поезде к бабушке. Вокзал же – в Навашине! И, подъезжая, я с восторгом взирала на эти краны, представляя себе, как классно было бы забраться на них и посмотреть на все, что находится внизу. И вот, удивительным образом детская мечта, которая почти забыта, воплотилась в жизнь!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

31