Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

07.05.2021 09:38 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 07.05.2021 г.

«Я еще не хочу умирать»

Автор: Ирина Рябушева

Сегодня в рамках своей авторской рубрики я буду рассказывать о постановке местного театрального коллектива «Маленькая страна». Спектакль был представлен обучающимся 5–7 классов школ города 23 апреля в Большеокуловском сельском Доме культуры, а 25 апреля на показ были приглашены жители села и города. Могла ли я подумать, что когда-то так вдохновенно буду описывать творчество самодеятельного коллектива? Не могла.

Без снисхождения на возраст

Да простят меня все причастные, я не люблю самодеятельность. Как заметили мои внимательные читатели, все спектакли, о которых мне приходилось писать, профессиональные. Собираясь познакомиться с ребятами из «Маленькой страны», с режиссером коллектива, а также с их постановкой, я понимала, что не уйду с пьесы разочарованной. Дело в том, что участники театральной студии – дети. Смотреть на выступления ребятишек всегда большая радость.

Даже погрешности, допущенные ими на сцене, не выглядят чем-то недопустимым и никогда не оставляют неприятного эмоционального осадка. Юные артисты милы и прекрасны и в своих успехах, и в промахах. Детская непосред­ственность, что в жизни, что в творчестве, – это то, что подкупает, цепляет, не оставляет шанса на эстетическую неудовлетворенность.

Возвращаясь к теме постановки, отмечу, что мне не пришлось давать артистам никаких снисхождений на возраст. Они, подобно профессионалам, отыграли пьесу. Как им это удалось? Как столь юные создания смогли прочувствовать и проникнуться темой Великой Отечественной войны и конкретно блокады Ленинграда? Что это: труд режиссера или личная заинтересованность и индивидуальная работа по изучению материала и истории своей страны, одной из самых страшных ее страниц? Ответы на все эти вопросы впереди, а пока…

Эта история о детях военной поры

Спектакль поставлен по мотивам произведений Людмилы Никольской «Должна остаться живой» и Олега Шестинского «Блокадные новеллы». Постановка рассказывает о маленьких жителях Ленинграда, вынужденных столкнуться со страшной бедой – блокадой и переживать трагедию вместе со своим городом, родными и товарищами. Детям наравне со взрослыми пришлось выносить холод, голод, гибель родственников. Но они держались. Держались изо всех своих детских сил.

Главная героиня – Танечка, ей 12 лет. Совсем юная, но такая взрослая девочка. Она знает, почему буржуйку называют именно так, а не иначе: печка-времянка «жрет дров много, а толку от нее мало, как от буржуев». Танюша понимает, что мама отдает им с братом свою порцию хлеба и лукавит, говоря о том, что его детишкам передал в подарок зайчик. «Какой зайчик, мама? Я уже не маленькая. Опять свой паек с фабрики нам принесла?». Таня случайно находит хлебные рабочие карточки на месяц и дарит их своему товарищу Юрке, 15‑летнему подростку, у которого три дня назад умерла мать. Она, как и многие работники, которым полагалась норма в 350 г хлеба, свою порцию делила между сыном и престарелой матерью. А теперь, когда ее не стало, юноша не представляет, как они с бабушкой выживут: у него – детская хлебная карточка, у бабули – иждивенческая по 200 г. Фактически девочка отдает Юре клочок бумаги, на самом деле преподносит ему целый месяц жизни.

Шурик – младший брат Тани, детсадовец. Мама не отправила его в эвакуацию, не смогла расстаться. Мальчуган больше, чем Гитлера, боится крыс, которых в городе в последнее время стало необычайно много. Он сожалеет о том, что у них нет столярного клея, ведь в семье Витьки с 3‑го этажа из этого клея варят студень. Мысли мальчонки в основном о еде. Он вспоминает молоко с пенками, которое так не любил когда-то, а сейчас, кажется, целую кастрюлю бы выпил. И даже на своих детских рисунках Шура изображает черным – войну, а белым – булку, которую ему так хочется съесть. Рисуя, мальчик справляется с ужасным голодом, изводящим его.

Маня – девчушка, которой около 10 лет и которой, как и всем детям блокады, пришлось по­взрослеть раньше срока. Она потеряла бабушку, воспитывавшую ее, и провела с трупом родственницы всю ночь. А потом пришла проситься жить в семью Тани. Манечка не намерена быть бесполезным иждивенцем: она принесла с собой кое-какие продукты, она и готовить умеет – однажды «такой суп сварганила из отцовского кожаного ремня», да и «дров на четверых надо будет меньше».

Два брата лет 11‑ти, мама которых работает на Васильевском острове, куда перестали ходить трамваи, каждый вечер встречают родительницу после рабочей смены и везут ее на санках домой. Женщина совсем обессилила, ее ноги опухают от усталости, после трудового дня она еле добирается до квартиры и подолгу сидит как неживая.

Мальчики и девочки – герои постановки «Я еще не хочу умирать» – в условиях блокады совершали подвиги, кто на какие был способен, и на которые хватало сил. О них, а также о самих детях военной поры и рассказали нынешние дети своему зрителю.

Работа над спектаклем

Премьера этой военной драмы состоялась еще в 2019 году. К сожалению, все ограничилось одним показом, который был организован для обучающихся Большеокуловской школы и жителей села. 2020 год стал успешным для «Маленькой страны» – видеозапись постановки была направлена на онлайн-конкурсы различных уровней и снискала успех у профессионалов театрального мира. А сегодня, в год 80‑ле­тия с начала блокады Ленинграда, спектакль представляется еще более актуальным. Радует, что теперь он наконец-то предъявлен широкому кругу зрителей.

Ребята, которые задействованы в постановке, знают об ужасах войны по рассказам взрослых, по школьным урокам и дополнительным тематическим мероприятиям, которые ежегодно проводятся по всей стране и конкретно в нашем округе. Ну и, конечно, многое им открылось из бесед с режиссером коллектива и непосредственно самой драмы Натальей Мешалкиной.

– Каждую свою постановку я выбираю сердцем, так произошло и на этот раз, – рассказывает о выборе материала Наталья Николаевна. – В голове сразу совпали роли и артисты, которые будут их исполнять, и я не ошиблась. Прежде чем приступить к репетициям, мы с ребятами смотрели военные фильмы, кинокартины о блокаде. После просмотра много разговаривали, обсуждали увиденное, размышляли над характерами героев. Когда я поняла, что мои артисты готовы работать над спектаклем – начались репетиции. Весь процесс подготовки занял примерно год, – заключила режиссер.

– Самое сложное – вжиться в роль, – признается Дмитрий Данилин, артист, сыгравший в драме подростка Юрку, – но мне очень помогли беседы с Натальей Николаевной, а еще воспоминания о рассказах моей бабушки. Ее отец, мой прадедушка, был участником Великой Отечественной войны.

– Благодаря театру я открываю в себе что-то новое, а благодаря участию в подобных постановках лучше узнаю историю своей страны, приобщаюсь к ней и учусь размышлять над поступками предков, – рассуждает о влиянии театрального искусства исполнительница главной роли Александра Мешалкина.

Изменить мнение, не изменяя себе

Я до сих пор нахожусь под впечатлением от увиденного. Меня пронзила искренность, с которой ребята нет, не играли, нет, не проживали свои роли, а транслировали собственные ощущения и чувства, испытанные при соприкосновении с темой блокады и ее познании.

После знакомства с «Маленькой страной» и их военной драмой я пересмотрела свое убеждение по поводу самодеятельности. Не стану говорить, что теперь с удовольствием буду принимать приглашения на выступления любых самодеятельных коллективов. Но я уверенно заявляю, что, если мне будет позволено, с радостью приду на просмотр новых постановок Большеокуловских артистов и их режиссера.

Наталья Николаевна, ребята, спасибо вам за то, что показали мне, что самодеятельный артист может встать вровень с профессионалом. Спасибо, что приоткрыли трагический эпизод истории моей России с точки зрения собственного понимания этой страшной беды и заставили, в который раз, преклонить голову перед подвигом героического рус­ского народа. Спасибо за то, что благодаря вам и вашему творчеству я вступила в диалог с искусством. А ведь такое происходит не всегда, даже когда оно профессионально.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

26