Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

19.02.2021 09:38 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 19.02.2021 г.

«Служил! И не жалею»

Автор: Татьяна Храмова

В преддверии праздника мы встретились с человеком, чья служба в армии с 2001 по 2003 годы проходила в Чечне. Это наш земляк, навашинец Алексей Тузов.

Алексей (первый слева) с сослуживцами

– Алексей, как Вы попали на вторую чеченскую войну?

– Служба моя началась в учебной части города Шахты Ростов­ской области, во внутренних войсках – ВВ МВД РФ. После присвоения звания младшего сержанта был направлен в Новочеркасск, где прослужил еще месяц до отъезда в Чечню. Ехать туда я вызвался добровольно. Причем, не я один.

– Где именно Вы служили в Чечне?

– Служил в разных местах: и возле Аргунского ущелья, и в Грозном, и в Кировском районе, в основном на взводном опорном пункте (ВОПе). Я был командиром отделения связи минометного взвода. Полномасштабные войсковые операции во вторую чеченскую войну официально были прекращены, тогда боевики прибегли к тактике партизанской войны и террора. Наши ребята, мирное население продолжали гибнуть. Взводный опорный пункт наш был оборудован минометной установкой. Не проходило ни одного дня, чтобы мы не стреляли.

– Как выглядит взводный опорный пункт?

– Для выполнения боевых задач в условиях партизанской войны ВОПы рассчитаны на круговую оборону. Они, как правило, находились в том месте, где возможны засады боевиков, целью которых были наши колонны военной техники. У нас было стрелковое оружие, а ВОП был усилен еще и танком.

– Было очень опасно?

– Повторюсь, стреляли мы ежесуточно, особенно ночью. Ввиду объявленного комендантского часа, с 22.00 до 8.00 перемещаться по местности было запрещено. Ночью в небе летали вертолеты – контролировали местность. Если был замечен движущийся объект, нам передавали его координаты. Тогда только мы открывали огонь. Опасность подстерегала на каждом шагу. Об этом нужно было помнить постоянно. Ошибка могла стоить жизни. Под командованием офицеров ГРУ мы проводили контртеррористические спецоперации по обнаружению бандитов, «тянули» связь, проводили учения…

– Вам приходилось терять друзей-сослуживцев?

– Было и такое. Во время движения колонны одна из машин наехала на мину. Двое ребят погибли… Когда мы были в Грозном, банды незаконных формирований совершили терракт в «белом доме» (так называли здание правительства республики). КамАЗ, начиненный взрывчаткой, въехал в него. Здание было уничтожено, людей погибло очень много. Машина разлетелась на куски. Долго потом находили ее части…

– Как был организован Ваш быт?

– Мы жили в землянках. Конечно, были они не как во Вторую мировую, но принцип их устрой­ства одинаков и выглядит это так: выкапывается яма, устанавливаются опорные столбы, пол и стены обшиваются досками, потом – крыша. Все должно быть вровень с землей, так сказать, заподлицо, чтобы заметить эту землянку было невозможно. А внутри было все, что полагалось солдатам. Хорошая маскировка была залогом сохранения наших жизней. По такому же принципу делались укрытия для танков. Представьте, возвращается танк с задания и будто растворяется в пространстве – так неожиданно и плавно заезжал он в подземный ангар.

– Как война повлияла на Вашу жизнь и взгляды?

– Во внутренние войска существует особый отбор. Боец должен быть физически сильным и психологически устойчивым. Особо на мировоззрение она не повлияла, я и без этого смотрел на жизнь трезвыми глазами. Разумеется, больше стал ценить простые вещи, беречь родственников – для семьи прожить эти два года в ожидании моего возвращения было очень непросто… У меня хорошая семья: заботливая жена, прекрасная дочка и работа в АО «НЗСМ» меня устраивает. Я этим дорожу. Семья – моя крепость. Думаю, что и я для семьи надежный тыл.

– А Вы встречаетесь сейчас с сослуживцами?

– Да, со многими общаемся до сих пор. Сейчас при помощи интернета можно найти кого угодно.

– Вы служили 2 года. Сейчас служат всего 12 месяцев. Как Вы считаете, этого достаточно, чтобы подготовить молодого человека к защите Родины?

– Если одного года достаточно для приобретения новых знаний, тогда это нормально. Главное, идти в армию с позитивным настроем и не ждать дембеля, подгоняя время. Я хорошо служил. И о службе в Чечне нисколько не жалею.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

41