Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

14.12.2021 08:55 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 95 от 14.12.2021 г.

Два капитана

Автор: Татьяна Храмова

Слева направо: капитан Юрий Пронин и капитан Сергей Кузин

На страницах газеты не раз публиковались статьи, в которых мы рассказывали о судостроителях самых разных профессий, работающих в АО «Окская судоверфь». Героями публикаций были конструкторы и маляры, сварщики и слесари, механики и машинисты подъемных кранов, энергетики и даже сотрудники охраны. В общем, те люди, без кого функционирование завода просто невозможно. На этот раз мы расскажем о представителях службы, по сути, ровеснице предприятия, без которой уже сами суда обойтись не могут никак! Знакомьтесь: капитаны теплохода «ТХ Навашино» Сергей Кузин и теплохода «РБТ‑362» Юрий Пронин.

Изначально мне хотелось побывать на обоих теплоходах, однако, один из них был на ремонте, поэтому с капитанами я встретилась в кают-компании теплохода «ТХ Навашино», находящегося у достроечной стенки. Разговор начался с биографии.

«Всегда мечтал работать на реке!»

Когда-то молодые родители Юрия Пронина – энтузиасты народного строительства в суровых условиях – ухали из здешних мест в город Якутск республики Саха. Там наш герой родился, там прошли его детство и юность. После окончания Жатайского специализированного речного училища и получения диплома капитана-механика он пять лет ходил на теплоходе по реке Лене, исполняя обязанности рулевого моториста. На судостроительный завод Юрий Владимирович пришел 1998 году, когда его родители решили вернуться на родину, в Навашино.

– Себя ни в какой другой профессии я не вижу. Всегда хотел работать на реке, – улыбается он. – Лена – большая полноводная судоходная река. По сути, она – главная транспортная артерия, связывающая обширные просторы Якутии и Забайкалья. По этой великой реке доставляются грузы самого разного назначения. По ее берегам располагаются небольшие порты и причалы, которые также вовлечены в перемещение грузов.

Юрий Владимирович рассказывал, насколько красивы реки Лена, Алдай, Вилюй. Особенно осенью!

– Представьте, какая это удивительная и прекрасная картина! Романтика! Водный простор, берега, покрытые яркой растительностью, живописные возвышенности! Всё выглядит настолько впечатляюще, что, кажется, ты первооткрыватель этих мест, их первопроходец! – восхищенно делится он. – Куда же, как не на реку, мне идти работать. Вот уже 23 года я управляю своим буксировочным теплоходом. И работу свою очень люблю!

«Сначала было море!»

Сергей Кузин родился и вырос в Навашине. После окончания судомеханического техникума и срочной службы в армии год работал на заводе «Ока». В 90‑е годы Сергей подал заявку в одну из рыболовецких компаний Мурманска.

– И в скором времени получил приглашение на работу. Был матросом на рыболовецких судах. Уходили в море на 6–8 месяцев на промысел трески, скумбрии, ставриды, мойвы. В остальные месяцы приезжал в Навашино в отпуск. В таком графике на разных судах работал в течение 10 лет. На самом большом судне экипаж состоял из 72 человек, а на самом маленьком – всего из 27. Конечно, было интересно. Романтика опять же! Выловленную тралом рыбу прямо на судне замораживали в специальных бункерах, часть ее каждые 5–6 суток сдавали на рыбоперерабатывающие заводы приморских норвежских поселков. Ходили и в северных, и в южных морях, добывали рыбу вдоль побережья Африки, ловили креветок около Канады, боролись со стихией, любовались безграничной красотой водной глади в штиль…

Много интересного рассказывал Сергей Юрьевич. Например, чем отличается один и тот же сорт рыбы, обитающей в теплых водах и плавающей в северных морях: скумбрия на Мальдивах крупная и толстенная, но она не такая вкусная, как более мелкая в море Лаптевых. Как красиво «летит» стрелой под водой рыба-парусник (марлин), как радостно приветствовали друг друга суда Российского рыболовецкого флота. Как боролись с капризами погоды…

– Но когда-то надо и на берег, – улыбается он, – тем более, уже была семья, два сына. В общем, я снова вернулся на завод. Имея документы матроса, устроился сюда рулевым мотористом. Потом выучился в Муромской школе командного состава. Получил диплом капитана–механика. Капитаном судна «ТХ Навашино» работаю уже 10 лет.

Буксировка и проводка судов – дело непростое!

– Наша основная работа начинается тогда, когда в реке падает уровень воды и спущенное судно уже своим ходом идти не может. Когда по весне воды в реке много – суда уходят своим ходом, – объясняет капитан Юрий Пронин.

– Вот смотрите: сначала спускают судно до воды, осматривают днище, проверяют его на водотечность. В это время мы – буксиры «ТХ Навашино» и «РБТ‑362» – заходим с двух его сторон и буксируем судно к достроечной стенке при помощи буксировочных тросов. Здесь уже судно достраивают: насыщают техникой, оборудуют помещения, проводят швартовные испытания, – продолжает Сергей Кузин. – Затем судно таким же образом направляем к плавпирсу для проверки режимов двигателя. Когда испытания пройдены, «ТХ Навашино» ведет судно до Нижнего Новгорода. Река, как вы понимаете, непрямая – везде изгибы и перекаты. Поэтому, чтобы избежать наезда на берег или на мель, приходится судно поворачивать то одну, то в другую сторону. Расстояние от навашинского затона до Нижнего Новгорода – 220 километров. В пути находимся примерно трое суток. Обратно – столько же, потому что идем уже против течения.

«РБТ‑362» и «ТХ Навашино» – буксиры со стажем. Один – 1961 года выпуска, второй – 1975‑го соответственно. Со слов Сергея Юрьевича, каждый год его теплоход осматривает регистр, а каждые 5 лет поднимают на слип из воды для освидетельствования: осмотра корпуса, измерения толщины металла, выявления дефектов и осуществления ремонта подводной части теплохода. Производится осмотр и анализ состояния винтов, корпуса, донной арматуры, руля.

– Работаем по 8 часов. В морозы начинаем вахтовать – дежурить по 12 часов, греть пароходы. Сейчас готовим машины на зимовку…

Юрий Владимирович работает исключительно в акватории завода: обслуживает суда, кран, понтон, путем буксировки делает перестановку судов. Интересно, что буксирный теплоход является еще и ледоколом. Корпус имеет ледовые подкрепления, позволяющие совершать рейсы во льду толщиной до 25 см и форсировать лед толщиной до 40 см. Маневрируя по затону, он ломает лед, чтобы спуск очередного судна осуществлялся без проблем.

Ходить по реке – целое искусство. В этом деле необходим талант, опыт и исключительное мастерство. Капитан речного теплохода должен чувствовать его поведение, постоянно обязан быть собранным, знать все перепады, мели, течения. Особенно в том случае, когда он буксирует и сопровождает большое судно.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

58