Суметь поймать свою волну
Эта история, точнее, событие, предвосхитившие появление данного материала, началась ровно два года назад. Однажды в почту редакции был прислан небольшой рассказ «Что такое зима», написанный пятиклассником Никитой Гуськовым. Он был изложен кратко, весело и по существу. Кстати, он был опубликован в «Почитайке». Были еще стихи, которые также увидели свет на детской страничке.
И вот, совсем недавно Никита прислал рассказ и басню. Надо сказать, уровень его литературных сочинений вырос на порядок. Сейчас он учится в 7 классе школы № 4, несколько лет занимается боксом, учится игре на гитаре и фортепьяно на музыкальном отделении Детской школы искусств. И, представьте себе, пишет стихи и прозу. Согласитесь, это же классно, когда у подростка многое из того, что он делает, получается, и сам процесс доставляет радость? С учетом того, что и в общеобразовательной школе он хорошо учится, как ему удается совмещать такие разные направления и при этом все успевать? Давайте узнаем об этом у самого Никиты Гуськова и познакомимся с его новыми произведениями.
– Так получилось, – говорит Никита, – что рассказы я начинал писать, практически, одновременно с поступлением в ДШИ, в класс игры на гитаре. Туда три года назад пришел по собственной инициативе, не сказав об этом родителям (вдруг не поступлю!). Уже позже маме позвонил мой педагог Алена Жирнова с сообщением: «Ваш сын зачислен». На бокс, которым мне нравится заниматься, пришел уже с папой (он в свое время занимался борьбой). Люблю участвовать в соревнованиях, показывать хорошие результаты. Мы во главе с тренером Дмитрием Большаковым ездим с командой по разным городам нашей области и занимаем призовые места. Недавно я стал победителем в своей возрастной категории.
Оттого, как увлеченно рассказывал Никита о боксе, стало понятно, что именно этот вид спорта в приоритете его интересов.
Очень занимательно было послушать, каким образом возникла у подростка тяга к сочинительству, каков механизм воплощения в его рукописных строках характеров героев, картины мира – одним словом, как удается вдохнуть жизнь в сюжет произведения.
– Все как-то само собой получилось, – говорит он, – кстати, в первом классе я не очень-то любил читать. Более того, просто не любил. И, чтобы каким-то образом увлечь и приобщить меня к чтению, мама с папой покупали разные книги, соответствующие тогдашним моим интересам. Если меня интересовали динозавры – то книги приобретали о них, космос – о космосе, и так далее. Сейчас я понимаю, что вдохновить могут и поездка, и интересный эпизод в фильме... Этому мои родители хорошо поспособствовали.
По словам Татьяны, присоединившейся к разговору, сейчас у сына нет проблем с мотивацией к чтению. Мало того, он постоянно что-то записывает, с огромным удовольствием потом читает им с папой получившийся рассказ.
– Никита увлечен детективным жанром. «Эркюль Пуаро» Агаты Кристи, «Приключения Шерлока Холмса» Джоржа Сименона и многое другое. Он ведь и пишет детективы! Причем, сюжет всегда «закручивает» острый, интересный. Мне, когда начинаю читать написанный рассказ, до конца непонятно, кто же все-таки злодей, – улыбаясь, делится Татьяна Валерьевна, – мне, честно, нравится, как он пишет. Хочется, чтобы не бросал это увлечение.
Из нашей беседы выяснилось, что порой, и музыку Никита придумывает. Он сыграл небольшой отрывок из своего сочинения. Даже не верится, что этот парень совсем еще юный…
– Для нас Никита – обыкновенный ребенок, – продолжает мама, – считаю, что у него, как у его сверстников, должно оставаться время для некоторой детской беззаботности. Мы ни к чему не принуждаем, но и не препятствуем в его увлечениях. Если он со всем справляется, успевает, значит, это ему интересно. Мы, в свою очередь, стараемся ориентироваться на его желания и поддерживаем. Раз у него что-то получается, это же здорово!
Отмечу важную деталь: Никита скромный и серьезный юноша, и, в то же время, очень смешливый. Да как же иначе, вспомните себя в 13 лет! Когда мы вспоминали его рассказ, написанный 2 года назад, и новую басню, не могли удержаться от непроизвольного смеха – настолько весело и иронично они придуманы.
– Мне, правда, нравится то, чем я занимаюсь, – откровенничает юноша, – пишу не ради популярности. Меня просто все вдохновляет, а каждый день дарит открытия, новые ощущения, знания. Это, почему-то, хочется выразить на бумаге, так сказать, поделиться с читателями… Когда есть основная идея, когда знаешь, что ты хочешь сказать, то сочинять легко. Иногда, обдумывая услышанную фразу, в моем сознании начинает образовываться структура будущего рассказа или стихотворения.
Никита пока не знает, кем хочет стать и в какой профессии себя увидеть, но он точно знает, что занятие, даже если оно на уровне обычного хобби, если делаешь его в удовольствие, обязательно принесет свои плоды. А увлечение всегда способно воплотиться в профессию. Если поймать волну, многое может получиться.
Как заметила Татьяна Гуськова, Никита четко понимает, что труд – основополагающее условие, когда обычное увлечение может перерасти в мастерство. Этому способствует и спорт, и учеба, и музыка…
– Каждый ребенок талантлив изначально, – заметила она, – очень важно его услышать и, опираясь на здравый смысл, просто помочь и вовремя поддержать. В общем, попасть с ним на одну волну!
P.S.
Разговор с Гуськовыми состоялся в преддверии Дня студента (Татьяниного дня). На следующее утро после нашей беседы, на почту редакции от Никиты снова пришло письмо со стихотворением с пометкой «Для всех Татьян». Поэтому, предлагаем его вашему вниманию, а также – басню «Корзины».
Никита Гуськов
Корзины (басня)
Отец закончил пятую корзину,
Совсем устал. И приказал
Снести сынку корзины на базар.
Хлебец он дал в дорогу сыну,
Сам отдохнуть лег на перину.
Сын взял корзины и – в дорогу
(Идти недолго, слава Богу!)
Народу собралось полно -
Кто продает, а кто берет чего.
Расставил он товар свой в ряд,
И закричал, как все кричат:
– Смотри корзины, не жалей
Своих копеек и рублей!
Гляди смелей! Бери скорей
И мимо проходить не смей!
Подходит первый гражданин:
По виду – «важный» господин.
В лохмотьях старых и лаптях,
И деньгами трясет в руках.
– Чаво, мальчонка, продаешь?
И что же, сам ты их плетешь?
В ответ: «Плету»,
– Ну, ты даешь! Пожалуй, эту я куплю.
Скажи, за сколько отдаешь?
…Ну, вот мальчишка при деньгах
И, мелочь стиснув в кулаках,
От первой так избавился корзины.
Кричит опять, что было силы:
– Эй, прохожий, подходи,
Мою работу посмотри!
Раз ты пришел, то, на, бери!
Но прежде деньги заплати!
Подходит к парню старичок
И говорит ему: «Внучок,
Корзины славные, смотрю,
Но я вместительней ищу.
Уж больно мелкие они
Кому такие-то нужны?
Хотя, постой, коль сам плетешь,
Мне на заказ одну смогёшь?
Я прутьев дам тебе, сынок,
Сплети корзину больше, вот!
Мальчишка тут же побелел:
Корзин плести он не умел,
А мог лишь только продавать,
Не мог ни сеять, ни пахать.
Крутил он прутья и вертел -
На парня весь народ глядел.
Как сразу он устал, вспотел!
Да только прутья поломал.
Старик смотрел на это все,
Нахмурив красное лицо.
В конце концов, дед не стерпел,
Скорей заканчивать велел.
А мальчик от стыда в испуге
Сжимает только крепче дуги.
Народ вокруг них собрался,
И тут же шепот начался:
– Фальшивка-мастер, неумеха!
Что за чудак? Ну и потеха!
Откуда ж руки у него?
Работать ими тяжело».
Старик совсем рассвирепел
И закряхтел, как сам умел:
– Ты что, решил нас обмануть?
И время стал мое тянуть?
Э, нет, дружок! В другой разок
Уж мой наметанный глазок
Заметил: ты корзин не плел.
А, раз не плел, видать, украл.
Откуда спер? Ты где их взял?
Мальчишку каждый отругал,
А кое-кто по шее дал,
Юнец от них едва удрал.
Корзины те старик забрал.
…Кто сам работать не умеет,
Кто правды говорить не смеет,
Того лгуном все величают,
В друзья таких не выбирают!
Мораль сей басни такова:
Не ври и будет жизнь мила…
Татьянин день
В Татьянин день душа поет
В предвосхищении сюрпризов.
Грустить нам юность не дает
И нет обид, и нет капризов.
Куда ни глянь – везде твои
Друзья, знакомые, родные.
У нас все только впереди -
Ведь мы такие молодые!
Забудем все, что было раньше:
Нас настоящее волнует.
Нам интересно: что же дальше?
Что с нами дальше в жизни будет?
С чудесной помощью Татьяны
Мы все сумеем, все поймем.
Узрим и зрелости изъяны,
И счастье в жизни обретем!
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.