Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

24.07.2020 11:25 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 56 от 24.07.2020 г.

«Хочется в море до сих пор...»

Автор: Ирина Рябушева

Доводилось ли вам месяцами не видеть неба, не ходить по земле, не дышать свежим воздухом? Приходилось ли путать день с ночью, не наблюдая смены времени суток? Нет? А могли бы вы представить себе такие лишения? Честно говоря, я – с трудом. А мой герой не только представляет, но и испытывал все это. Он 19 лет служил подводником.

Краснознаменная крейсерская атомная подводная лодка «Леопард»

26 октября 1988 года заложена на Северном машиностроительном предприятии г. Северодвинск.

24 января 1991 года приказом ГК ВМФ кораблю присвоено наименование «Леопард».

21 мая 1991 года директивой ГШ ВМФ подводной лодке передан орден Красного Знамени № 544341 с ПЛА «К‑181» и присвоено звание Краснознаменной в целях продолжения ее боевых традиций.

15 января 1993 года на корабле поднят Военно-морской флаг. Годовой праздник корабля.

«Отец был против того, чтобы я становился военным», –

сделал неожиданное признание Иван Мамышев, мичман запаса, а ныне житель Навашина. Неожиданное, потому что сам отец был старшим лейтенантом железнодорожных войск. А дед Ивана Таштимеровича прошел три войны: Финскую, Великую Отечественную и с милитаристской Японией. Понятно, что рос Иван в особой атмосфере – любви к Родине. Пожалуй, поэтому и не вызывает удивления выбор юноши связать свою жизнь с военным делом.

Окончив школу, он поступил в училище, где получил специальность судоводителя речного флота. После учебы, в 1990 году, был призван в армию, попал по распределению на Северный флот. Служить довелось на плавбазе снабжения подводных лодок штурманом. Однако надводные корабли не запали в душу молодого человека, он мечтал о службе на подводной лодке.

– Я и сам не могу объяснить себе, что меня влекло на подводный корабль. Может, неизвестность, романтика?.. А может, вдохновляющий пример героев‑подводников Ивана Колышкина, Магомета Гаджиева, Николая Лунина, Федора Видяева, Александра Маринеско. Узнавая об их подвигах, всегда спрашивал себя: «А я смог бы так, как они?», – рассуждает о своей мечте Иван Мамышев.

Выйдя на дембель и вернувшись в родную Тюмень, парень понял, что его мечта стала почти одержимостью. Именно поэтому, несмотря на запреты отца, он заключил контракт на военную службу и, уж так вышло, был направлен на тот самый корабль, где проходил срочную. Вскоре он прошел обучение в школе мичманов, после которого в 1997 году был зачислен в экипаж атомной подводной лодки техником электронавигационной группы.

Стальная красотка – подводная лодка – хозяйка морской глубины

– Помню свои впечатления, когда впервые ступил на подводную лодку. Мне стало еще интереснее, чем когда я только рисовал ее в своем воображении. Раньше она казалась мне небольшой: все, наверно, видели по телевизору кадры, на которых субмарина плывет в надводном положении. Оказалось, что внизу, под водой, – почти пятиэтажный дом! – делится воспоминаниями собеседник.

Дом-то дом, да не совсем он. Герой публикации пытается передать величину подлодки. А если постараться описать ее содержимое, то, скорее, можно будет говорить об огромном палубном цилиндре, разделенном на отсеки. Каждый из них набит механизмами, кругом – рычаги, клапаны, ручки, вентили и пр. У каждого отсека свое назначение. Один – торпедно-ракетный, другой – электромеханический, третий – реакторный, четвертый – бытовой и так далее.

Тому, кто никогда не бывал на подводном корабле, вообразить его «внутренность» крайне сложно. Но, если очень интересно, можно посмотреть тематические художественные фильмы «Слушать в отсеках», «Командир счастливой «Щуки» (выбор автора). Хотя даже после их просмотра вы получите довольно общие представления.

– У нас была «звериная» дивизия, – продолжает вспоминать Иван Таштимерович, – восемь атомных подводных кораблей: «Барс», «Пантера», «Волк», «Тигр» и др. Моя, единственная из них краснознаменная, – «Леопард». Несмотря на устрашающее название мужского рода, мной лодка всегда воспринималась как женщина, – признается герой публикации.

Действительно, если задуматься, это хорошая аналогия. Сложно устроена, требует постоянного внимания, может быть тихой и незаметной, а если ее разозлить, способна и разнести все вокруг. А еще от нее порой перехватывает дыхание. Это, кстати, остро ощутил на себе мичман Мамышев.

– Кормят на подводной лодке на убой, только на завтрак – 18 наименований. Неудивительно, что при отсутствии каких-либо нагрузок твоя физическая форма после длительного похода меняется не в лучшую сторону, ты попросту полнеешь. Во время своего самого длительного похода – 80 дней – я еще на корабле стал чувствовать, что набираю в весе. Решил позаниматься (в одном из отсеков имеется спортуголок – прим. ред.). Сначала все было нормально, но спустя какое-то время появились неприятные ощущения в сердце, – делится интересным случаем мой герой.

Когда молодой человек понял, в чем дело – активные занятия спортом на подлодке оставил. Хорошо, что здоровью своему он не навредил. Скорее всего, произошедшее было обусловлено наличием углекислого газа, который присутствует в воздухе на подводной лодке. Ведь кислород здесь получают из морской воды.

Недаром в почете в прославленном флоте подводники нашей страны

Когда я попросила собеседника рассказать о запомнившихся случаях, происходивших с ним и членами его экипажа, обозначив, что интересны и забавные, и печальные происшествия, Иван Таштимерович был немногословен. Возможно, дело в боевом опыте, закалке. Многие задания во время службы носили секретный характер, и рассказывать о них военному человеку не полагается.

Мой герой поведал о том, как у экипажа проходили занятия на учебно-тренировочном комплексе. Во время таких тренировок отрабатывается навык преодоления нештатных ситуаций, будь то пожар в отсеке, проникновение воды, взрыв и т. д. Примечательно, что занимаются все: и матросы, и командиры. Это вполне объяснимо, ведь на подводной лодке жизненно необходима слаженность экипажа, его выучка. Здесь каждый человек – незаменимый винтик одного большого механизма, без которого невозможна не только его работа, но и существование.

Случались и нештатные ситуации во время походов. Одной из них был пожар в отсеке. Тогда, по признанию Ивана Мамышева, ему впервые стало страшно.

– Я вспомнил все молитвы, которых никогда не знал, и читал их на татарском языке, на котором не разговаривал с детства, – поделился эмоциями герой.

Мне доводилось слышать, что многие подводники, приходившие на подводную лодку атеистами, впоследствии становились глубоко верующими людьми. Но, несмотря на то, что мичман Мамышев рассчитывал в критический момент на помощь свыше, свои обязанности по устранению возгорания и преодолению аварийной ситуации он выполнял четко и грамотно! Справился с ними на отлично – спас и отсек, и лодку!

Как память о том пожаре – пепел на волосах Ивана Таштимеровича. Он поседел через два дня после происшествия. Ему было тогда 26 лет.

Кто-то сможет ответить, что страшнее, погибать самому или видеть смерть близких? Ивану Мамышеву довелось испытать страшное: на его глазах погибли два офицера, два боевых товарища. Все произошло в январе, во время учебного выхода в море, когда «Леопард» попал в сильнейший шторм. Открылся лючок, из которого выпали два швартовых троса. Сложилась угроза их наматывания на винты. Тогда весь экипаж нырял за борт, чтобы достать канаты.

Во время очередного удара волны сбило бордюр, за который крепились страховочные концы, и старшего помощника командира унесло в открытое море, спасти его не представлялось возможным. Второй офицер ударился головой о лодку, и этот удар оказался смертельным. Я не окажусь неправой, если скажу, что экипаж подводной лодки – одна большая семья и подобные потери каждому ее члену даются невероятно тяжело.

«… нет святее уз, чем узы боевого товарищества», –

так говорил великий полководец Георгий Жуков. С этим согласен и мой герой. Вот уже 11 лет, как он закончил службу. Но своих боевых товарищей Иван Мамышев не забыл. Постоянно поддерживая с ними связь, он не только общается с сослуживцами по телефону и в социальных сетях, но и принимает их у себя в доме. В праздники ли, в какие-либо еще приятные даты, да и вообще без повода – его двери всегда открыты для тех, с кем связал его Северный флот.

Мне неизвестно, о чем говорят товарищи, когда встречаются. Я не знаю, о чем они рассуждают, делятся ли своими планами и желаниями. Но я точно знаю одно, то, в чем признался мне сам Иван Мамышев, ему до сих пор хочется в море!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

133