Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

30.06.2020 11:06 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 30.06.2020 г.

Мордовщиковский судомостовой завод – фронту

Автор: Лев Мохов

Транспортировка звена парка Н2П

На пороге Великой Отечественной войны это предприятие было крупным, передовым, внедрившим в судостроение новые сварочные технологии, освоившим производство понтонно-мостовых парков для Красной Армии. К 1941 году это направление было успешно налажено и парки Н2 П выпускались серийно. В середине 1942 года гражданское судостроение было свернуто и налажено производство военной продукции: самоходных парков СП –19, барж для траления речных фарватеров от мин, буев, бензоцистерн, боеприпасов для «Катюш» и другой военной продукции.

С началом войны на заводе была сформирована истребительная рота в составе 96 бойцов. В роте организовали учебу по противовоздушной и химической обороне, борьбе с диверсантами. На крышах нескольких цехов установили зенитные пулеметы. Для быстрого развертывания военного производства многое делал директор завода Иван Дмитриевич Борисов, который за свои организаторские способности и выполнение правительственных заданий был в 1943 году награжден орденом «Знак Почета».

За годы войны от станков и стапелей на фронт ушли более 1200 судостроителей. Несколько человек перед войной были направлены по комсомольским путевкам в военные училища. Среди них летчик-штурмовик Михаил Иванович Бахтин. В феврале 1945 года за проявленные героизм и мужество ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1934 году по комсомольскому призыву направлен в Севастопольское военно-морское училище Павел Алексеевич Скопин. После его окончания он служил в Кронштадте командиром зенитной батареи. В 1941 году принял боевое крещение, отражая воздушные атаки врага. Кавалер четырех боевых орденов, он закончил войну в звании подполковника артиллерии, вернулся на завод и возглавил службу гражданской обороны.

Во многих боях участвовал Иван Иванович Лялин в составе 3‑ей воздушно-десантной бригады, воевал в Белоруссии, освобождал Крым, штурмовал Кенигсберг и Берлин, за боевые заслуги награжден двумя орденами Славы, двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды.

Многие судостроители, имевшие техническое образование, были направлены в танковые части, среди них лейтенант Геннадий Иванович Мокеев. Он получил свое боевое крещение на Курской дуге под Прохоровкой, затем был освободительный поход в Европу, взятие Будапешта и Вены, закончил войну боевой офицер на Дальнем Востоке.

Более 600 фронтовиков вернулись на завод после Победы. 489 судостроителей отдали жизни за свободу и независимость нашей Родины!

Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. На смену ушедшим на фронт отцам пришли их сыновья и дочери. Во время войны на заводе выпускались металлоконструкции для предприятий, пострадавших от налетов вражеской авиации, а также якорные шпили, огнетушители, чугунные печки. Но главной продукцией во время войны были понтонно-мостовые парки и паромы, которые использовались на всех фронтах. Первую боевую проверку парки и паромы успешно прошли во время конфликта на Халхин-Голе. Параллельно проводилась их модернизация.

Всего за годы войны было выпущено около тысячи парков различных проектов, более семисот катеров для их наводки. Большое развитие получил технический отдел, было создано специальное конструкторское бюро, которое успешно решало возникавшие вопросы. Все эти направления работы завода привнесли весомый вклад в Победу!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

18