Почитайте с подростками!
Звучит как утопия? А мы продолжаем настаивать: почитайте! Ежедневно мы живем в режиме «нон-стоп» и часто не замечаем, что наши близкие отчаянно нуждаются в нас. Особую потребность в родителях испытывают мальчишки и девчонки от 12 лет – дети переходного возраста. А мы словно белки в колесе – бежим, бежим и все не успеваем. А давайте попробуем успеть! Успеть туда, где мы особенно нужны, жизненно необходимы – к нашим детям!
Сейчас мы все находимся в непростой ситуации, сложившейся из-за пандемии коронавирусной инфекции. Многие работают на удаленке, кто-то пребывает на самоизоляции, а кто-то продолжает трудиться. Школьники и студенты, в свою очередь, непрерывно находятся дома, ожидая начала дистанционного обучения. Хорошо, если они проводят это время, не сидя за компьютерами или в гаджетах, а хоть как-то стараются разнообразить вынужденный досуг. Здорово, если в этом им помогают родители.
Мы предлагаем мамам и папам хотя бы час в день уделить совместному чтению с детьми-подростками. Мы понимаем, что такое предложение может вызвать у последних и усмешку, и неприятие, и даже раздражение. «Я что, маленький (маленькая)?» – оскорблено возразит кто-то из них. А вы стойте на своем! Не авторитарно – мягко, но стойте: «Пожалуйста, давай почитаем!»
Предложите разные формы совместного чтения: пусть сын или дочь читают, а вы послушайте (на время поменяйтесь ролями «родитель» – «ребенок») или читайте друг другу по очереди, например, по главе, или договоритесь читать по ролям – создайте у себя дома на короткое время театр. Здесь ваша фантазия ничем не ограничивается. Вы же понимаете, что все это – намного больше, чем просто постижение какого-либо произведения?!
У меня есть приятельница. Она мама девочки-подростка, а еще психолог. И они тоже читают вместе. Подруга поделилась, как это происходит. Сначала они определяются с выбором литературы. Не так важно, кто будет чтецом, а кто слушающим. Каждый раз они решают это, когда берут книгу в руки. Также там нет четкой задачи, прочитать в день определенное количество страниц или глав – сколько осилят. Когда они перелистывают последнюю страницу – «отправляются» в интернет. Смотрят, снят ли фильм по этому произведению. Их счастье, если таковой имеется.
Выбирают время и смотрят киноверсию. И вот тогда, по ее признанию, начинается самое интересное – они обсуждают прочитанное и увиденное. Сравнивают. Анализируют (важно своим примером научить этому подростка!). И знаете что? Приятельница признается, что, таким образом, ей открываются миры, скрытые внутри ее ребенка. С помощью таких бесед, уверяет психолог, можно сократить дистанцию, которая очень часто возникает между родителями и детьми переходного возраста.
В общем, она присоединяется к нам, журналистам, и вторит: «Почитайте с подростками!» Может, и вам откроется что-то, что скрыто в ваших детях.
Наши рекомендации по выбору литературы
Сегодня мы хотели бы предложить вам, уважаемые родители, тематическую подборку книг о войне. Это вполне объяснимо, ведь совсем скоро нас всех ждет великий праздник – 75-летие Победы. На наш взгляд – это прекрасный повод почитать с детьми предложенные нами произведения. И пусть не в каждом из них рассказывается о событиях Великой Отечественной войны, но эти повести важны в формировании понимания подростками того времени. Итак, держите:
Виктор Драгунский «Он упал на траву»
Эта пронзительная и предельно честная автобиографическая повесть о трагедии осени 1941 года, об обороне Москвы. Главный герой, совсем молодой человек, добровольцем вступает в московское ополчение и отправляется на рытье окопов. Еще вчера он жил совершенно мирной жизнью, гулял с друзьями по солнечной Москве, был влюблен в красавицу-актрису… а сегодня, абсолютно безоружный, сталкивается лицом к лицу с передовыми отрядами фашистов...
Аркадий Гайдар «Военная тайна»
У главной героини повести, Натки Шегаловой, есть мечта – она отчаянно хочет стать летчицей. Но судьба предоставляет ей возможность воспитывать детей в пионерском лагере. Натка очень расстроена, ведь ее мечта становится все призрачнее. Незадолго до отъезда, ей предстоит встретиться со своим дядей – полковником Шегаловым, который даст ей нравоучительный совет о том, что необходимо время и навыки, чтобы понять, чего именно ты хочешь в этой жизни достичь.
Борис Васильев «Завтра была война»
Действие происходит в СССР в 1940‑м году. Повесть рассказывает об учащихся 9 «Б» класса обычной советской школы. Вчерашние девчонки и мальчишки успели повзрослеть. Многие из них уже чувствуют ответственность за самих себя, за свое будущее и даже за своих школьных товарищей. Этот учебный год принес ребятам немало испытаний. Школьники уверены в том, что грядущий 1941‑й будет намного счастливее. Никто не знал, что новый год готовит не только 9‑му «Б», но и всему советскому народу.
Валентин Катаев «Сын полка»
Деревенский мальчик во время войны остался сиротой, он сумел перейти линию фронта, чтобы разыскать «наших» и воевать в Красной Армии. В лесу его и отыскали разведчики. Капитан Енакиев, потерявший свою семью, видит в ребенке своего сына, но требует, чтобы мальчика отвезли в тыл и отдали в детский дом. Умный подросток несколько раз сбегал от бывалых разведчиков и вновь возвращался в часть. В конце концов, ему выдали военную форму, сапожки, прикрепили к артиллеристскому орудию и Ваня стал «сыном полка».
Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Идет Великая Отечественная Война. Алексей Мересьев, самолет которого сбит в тылу противника, вынужден с поврежденными ногами идти, а затем ползти к линии фронта. Пытаясь добраться до своих, Алексей обмораживает ноги, которые впоследствии ампутируют. Для пилота истребителя, который не может жить без неба, это не просто конец карьеры – потерян смысл жизни. Но Алексей не сдается и прилагает все усилия, чтобы вернуться в небо.
«Повесть о настоящем человеке» – это история, основанная на реальных событиях, о недюжинной силе воли и о том, как вопреки всему человек исполняет свою мечту.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.