Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

26.02.2020 09:51 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 25.02.2020 г.

Такая это работа – учить самолеты летать

Автор: Ева Барскова

Ла-5 – одномоторный истребитель, созданный под руководством С.А. Лавочкина в 1942 г. в г. Горьком. В августе 1942 г. данный самолет поступил на вооружение во 2-ой ЗИАП и в сжатые сроки освоен личным составом полка

Каждый раз, подготавливая праздничный выпуск, приуроченный ко Дню защитника Отечества, мы ищем интересных героев. На сей раз нам хотелось бы рассказать не о человеке, а об авиабазе Саваслейка, которая располагается в непосредственной близости к нашему округу и осуществляет обучение летчиков и специалистов инженерно-технического состава воздушно-космических сил. Чтобы узнать о самых основных вехах истории создания и развития авиабазы, мы обратились к заместителю командира авиационной эскадрильи по работе с личным составом майору Василию Вячеславовичу Никитину. Он согласился провести для нас такой исторический экскурс.

Саваслейка в годы Великой Отечественной войны

Днем основания истребительной авиации Военно-Воздушных Сил России можно по праву считать 25 марта 1916 года. Именно в этот день генерал Михаил Алексеев подписал приказ, в соответствии с которым были сформированы первые истребительные авиационные отряды.

В связи с нападением фашисткой Германии на СССР в 1941‑м году в Красной Армии началось переформирование и формирование новых частей. Данные мероприятия коснулись и 166‑го резервного авиационного полка, созданного 9 июня 1940‑го года на станции Сейма Горьковской железной дороги. Он был преобразован во 2‑й запасной истребительный авиационный полк (ЗИАП) и именно от него берет свое начало авиабаза Саваслейка. Перед личным составом была поставлена задача по подготовке летных и инженерно-технических кадров для истребительной авиации фронта.

Во время Великой Отечественной войны на базе 2‑го ЗИАП проходило освоение таких истребителей, как ЛаГГ‑3, Ла‑5, Ла‑7 с последующим переучиванием на них летного и инженерно-технического состава. Всего за период с июня 1941‑го по май 1945‑го было подготовлено к боевым действиям 106 авиационных полков, переучено 1003 летчика и 5959 инженеров и техников. Следует отметить, что во 2‑м ЗИАП дважды проходил переучивание на истребителях Ла‑5 и Ла‑7 советский ас, трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб.

«В запасном полку на тыловом аэродроме, куда мы прибыли через день, обстановка напряженная. Здесь переучиваются на новой технике, здесь сколачиваются, слетываются полки, присланные в тыл на переформирование после тяжелых боев. Отсюда направляются на фронт группы пополнения и отдельные летчики. Здесь приземляются самолеты, летящие на фронт из глубокого тыла. Все в движении. Состав все время меняется. Летчики беспрерывно тренируются в полетах, облетывают машины – ...с утра до вечера стоит гул моторов», – из записей Ивана Никитовича.

Решая нелегкие задачи подготовки кадров для истребительной авиации фронта, в период с октября по декабрь 1941‑го года летный состав 2‑го ЗИАП принял активное участие в отражении налетов фашистской авиации на город Горький. Поставленная задача перед истребительной авиацией ПВО была выполнена. Город был надежно прикрыт с воздуха.

6 февраля 1944-го года 2-ому ЗИАП было вручено боевое Красное знамя, он признан лучшим авиаполком ВВС Московского военного округа.

9 мая 1945-го года после успешного завершения Берлинской операции и разгрома последней немецкой группировки на территории Чехословакии был подписан акт о капитуляции фашисткой Германии. Радостная весть о Великой Победе СССР пришла к личному составу 2‑го ЗИАП рано утром. Как и все советские люди, авиаторы встретили ее с огромной радостью. Ликованию не было предела. Вот как об этом писал участник тех дней капитан А. В. Деев: «Нет слов, чтобы выразить ликование народа… Этот день был у всех великим праздником».

Ранним утром на аэродроме был проведен митинг, посвященный окончанию войны. Все выступавшие говорили о подвиге, совершенном советским народом и его воинами. Было отмечено, что заметный вклад во всенародное дело по борьбе с фашизмом внесли и воины 2‑го Краснознаменного ЗИАП, среди которых 560 военнослужащих были награждены медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

После окончания войны личный состав полка приступил к выполнению задач боевой и политической подготовки в условиях мирных будней.

Составной частью авиационной базы Саваслейка также является 54‑й гвардейский истребительный авиационный Керченский полк, который базировался на Саваслейском военном аэродроме с 1992‑го года вплоть до расформирования в 2002‑м году. Данный полк имеет яркую и героическую историю участия в боях Великой Отечественной.

Он был сформирован 15 мая 1941‑го года на аэродроме Ораны (Литовская ССР). Следует отметить, что от места его дислокации до передовых немецких аэродромов в Восточной Пруссии было всего 120 км, а до государственной границы СССР 64 км. Личный состав полка принял активное участие в ключевых сражениях, таких как битва за Керчь и Керченский пролив, Сталинградская битва, Курская дуга и Берлинская наступательная операция.

В одном из воздушных боев в небе Курска отличился молодой летчик гвардии младший лейтенант Виталий Поляков. 5 июля 1943‑го года на горящем Як‑1 он таранил немецкий бомбардировщик Хе‑111. За этот подвиг авиатор был удостоен звания Героя Советского Союза. Помимо него эти же звания были присвоены летчикам Чичико Кайсаровичу Бенделиани, Ивану Федоровичу Балюку, Геннадию Сергеевичу Дубенку, Борису Мироновичу Ривкину, Василию Сергеевичу Батяеву, Ивану Ивановичу Кобылецкому, Якову Даниловичу Михайлику.

За участие в беспримерных воздушных боях при обороне Керчи и Керченского пролива 4 мая 1943‑го года полку было присвоено почетное наименование Керченский. За героизм, проявленный личным составом при обороне Сталинграда, 54‑й истребительный авиационный полк был удостоен гвардейского звания.

Подполковник Крупман, инженер-подполковник Холопцев, командир 2-го ЗИАП подполковник П.С. Акуленко (слева направо)

Авиабаза в послевоенное время

29 декабря 1945‑го года 2‑й запасной авиационный полк был переформирован в Учебный Краснознаменный центр. Ему предстояло приступить к изучению и освоению нового реактивного самолета Як‑15 с последующим переучиванием на него летного и инженерно-технического состава ВВС Советской Армии. Авиаторы полка успешно справились с поставленной задачей. 12 декабря 1946‑го года летчики впервые в истории отечественной истребительной авиации осуществили перелет на реактивных самолетах по маршруту Москва – Нижний Новгород с посадкой на аэродроме Ундола (вблизи Владимира).

В течение 1947‑го года личный состав освоил истребитель МиГ‑9. А 1949‑й год стал годом освоения новых самолетов‑истребителей Ла‑15 и МиГ‑15. Вместе с тем, одновременно проходило переучивание на реактивные самолеты последних типов летчиков из строевых частей ВВС и истребительной авиации ПВО. На самолет МиГ‑15 было подготовлено 223 человека, на Ла‑15 – 82 человека, на МиГ‑9 – 3 человека, на Як‑17 – 40 человек.

В 1955‑м году личный состав Центра приступил к освоению самолетов МиГ‑19 и Як‑25. Помимо этого велась работа по расширению их боевых возможностей. Всего за год на Як‑25 было переучено 108 летчиков и 95 технических специалистов, на МиГ‑19 29 и 48 соответственно.

С 1955‑го по 1960‑й годы на базе Учебного Краснознаменного центра истребительной авиации ПВО проходили обучение на самолет МиГ‑17 ПФ летчики и инженерно-технический состав Военно-воздушных Сил Чехословакии, Польши, Венгрии, Румынии, Болгарии. В 1959‑м году осваивался принципиально новый истребитель-перехватчик Су‑9. Помимо этого летчики, инженеры и техники Центра приняли активное участие в опытных учениях по определению боевых возможностей данного самолета.

В 1967‑м году части было присвоено наименование 148 Центр боевого применения и переучивания летного состава (148 ЦБП и ПЛС). К тому моменту Центр стал являться ведущим летно-методическим, исследовательским и учебным соединением истребительной авиации ПВО, выполняющим разработку и совершенствование способов боевого применения истребительной авиации ПВО и ВВС. На его базе проходило обучение и переучивание летного и инженерно-технического состава на существовавшие и поступавшие на вооружение авиационные комплексы и средства поражения.

В то же время был освоен новый истребитель-перехватчик Су‑15. 7 ноября 1967‑го года летчики Центра на этом боевом самолете приняли участие в параде в честь 50‑летия Октябрьской революции. За достигнутые успехи в боевой подготовке и успешное освоение новой техники, за успешное выполнение спецзаданий правительства СССР, за высокое мастерство, продемонстрированное на параде в ознаменование 50‑летия Октябрьской революции, 27 военнослужащих 148 ЦБП и ПЛС были награждены орденами и медалями.

В 1969‑м году летный и инженерно-технический состав Центра освоил новый истребитель-перехватчик МиГ‑25П. В 1974‑м году личный состав 148 ЦБП и ПЛС успешно выполнил задачи по освоению, исследованию боевых возможностей МиГ‑23, переучиванию летного и инженерно-технического состава истребительной авиации ПВО. В 1980‑м году летный и инженерно-технический состав Центра приступил к изучению и исследованию боевых возможностей МиГ‑31. В 1985‑м году началось освоение Су‑27.

Наши дни

В 1993‑м году была произведена первая дозаправка в воздухе самолета МиГ‑31 летчиками 786‑го истребительного авиационного полка, полковниками С. М. Шмаковым и А. А. Малофеевым, подполковниками В. В. Кочедыковым и М. Н. Чуркиным. В 1994‑м году первыми в авиации ПВО произвели дозаправку в воздухе на Су‑30 следующие летчики: полковник М. К. Карапетян, подполковник А. В. Зверев, подполковник С. И. Жихарев.

В мае 1995‑го года летный состав Центра принял участие в воздушном параде на самолетах Су‑27 и МиГ‑31 в честь 50‑летия Великой Победы.

1 сентября 2002‑го года 54‑й гвардейский Керченский Краснознаменный истребительный авиационный полк был расформирован. На фондах расформированных частей 4 ЦБП и ПЛС ВВС образована 3958‑я авиационная база. 15 марта 2011‑го года она была расформирована. В результате оргштатных мероприятий сформирована авиационная эскадрилья 4‑го Государственного Центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации.

Продолжая славные традиции гвардейцев‑керченцев, сегодня авиационная эскадрилья выполняет задачи боевой подготовки, осуществляет переучивание летного состава истребительной авиации ВКС на новую авиационную технику, выполняет научно-исследовательские полеты по плану вышестоящего штаба, а также демонстрирует мощь, престиж и авторитет государства в ходе показов авиационной техники и вооружения.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

51