Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

20.11.2020 10:46 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 90 от 20.11.2020 г.

Чудо на кончиках пальцев

Автор: Татьяна Храмова

Наталья Шкенева со своими работами

Лето прошло, и уж осень уходит… Сейчас в палитре красок у природы преобладают, в основном, блеклые серо-коричневые цвета. Лишь изредка в солнечные дни пейзаж за окном становится чуть веселее. «Унылая пора – очей очарованье»? Возможно. Кто ж с Пушкиным поспорит?.. Но так хочется чего-то яркого и цветного! И знакомство с двумя замечательными мастерицами, которые своими чуткими руками добавляют в обыденную жизнь яркие краски и настроение, поможет нам в этом. Речь пойдет о сестрах Екатерине и Наталье Шкеневых.

Екатерина Шкенева: «Бисером я вышиваю иконы»

Мы познакомились летом в Теше: в августе в печать готовилась статья о медовом Спасе. Алексей и Татьяна Шкеневы (именно они, родители девушек, были главными героями тогдашней публикации) для завершающей части беседы пригласили меня к себе в гости.

Первое, что меня восхитило и обрадовало – это множество удивительных рукотворных предметов, размещающихся в доме повсюду: и в комнатах, и на кухне, и в коридоре. Такого количества вышитых в разных техниках картин я еще не встречала. А в шкафах за стеклом между чайными сервизами сверкали в лучах солнца роскошные цветочные букеты из бисера. И совершенно невозможно было отвести взгляд от икон, вышитых бисером. Вся эта заполняющая пространство красота создана Катей, Наташей и их мамой Татьяной. Как человек, весьма неравнодушный к вещам, сделанным своими руками, я решила в тот день: обязательно расскажу об этом. Согласитесь, человек, умеющий творить чудо, достоин, чтобы о нем узнали люди!

«Если я чего решила – … вышью обязательно!»

– Все идет из детства, – говорит Катя, – мы просто выросли в окружении людей с золотыми руками. Дедушка наш – плотник от Бога! Если уж он всем своим детям – а их было шесть человек – построил по дому, то что говорить о бытовых вещах по хозяйству. Бабушка, мама, двоюродные сестры умеют и шить, и вязать, и вышивать. Папа, его братья постоянно мастерят, плотничают, строят. Было бы крайне удивительно, если бы мы с сестрой не умели делать руками хоть что-то.

Подтолкнула к занятию вышивкой, со слов Кати, работа, которую сделали вместе мама и тетя.

– Картина была вышита гладью, – улыбаясь воспоминаниям, говорит она, – я, помню, подумала тогда: если это могла вышить мама, то почему я не смогу? Попробовала, и у меня получилось.

Как отметила Екатерина, у нее была очень хорошая учительница по домоводству Вера Васильевна Самылкина, которая многому научила девочку.

– Но самый мой главный учитель, конечно, мама, – делится героиня, – она классно рисует, прекрасно вяжет, вышивает, причем, не только нитками мулине, но и лентами. В этом случае картина получается объемной и живой. Я вышиваю крестиком. Мотивы картин самые разные: это и природа, и люди, и животные. Но в каждой работе – а их около сотни – частичка души. Мне это занятие очень нравится, за ним я отдыхаю. Знаю, в работу через пальцы впитывается мое настроение, энергетика, чувства…

Интересно было слушать рассказ Кати о том, как она пришла к увлечению вышивкой бисером.

– Мне было лет, наверное, десять, когда в Тешу приехала наша двоюродная сестра. Она привезла бисер и научила меня плести. Чего только мы из него не делали: и фенечки, и ремешки, и поделки, и украшения. Папа по работе каждую неделю ездил из Теши в Навашино и привозил бисер.

Как рассказывает Катя, однажды, побывав у кого-то в гостях, она увидела икону, вышитую бисером, которая настолько впечатлила, что она решила обязательно этому научиться! И научилась.

– Бисером я вышиваю исключительно иконы. Не буду скрывать, этот вид рукоделия очень трудоемкий и кропотливый. Работа требует усидчивости, аккуратности и большого терпения. Учитывая, что иголочка тоненькая и бисер мелкий, это особенно утомляет. От напряжения порой болит спина: ведь одной рукой приходится держать ткань, а второй нанизывать на иголку бисер, который методично поштучно наносится на ткань. Но творчество так поглощает, что трудно оторваться от волшебного действа, когда на кончиках пальцев начинает рождаться чудо!

Действительно, то, что получается в итоге, вызывает неподдельный восторг, ибо красота работы заключается во множестве цветовых оттенков бисера, которые, переливаясь на свету, делают работу еще великолепнее.

– Непременное условие для вышивки, – добавляет Екатерина, – это чтобы бисер был одного размера и формы. Иначе рисунок может исказиться, а это уже ошибка. Исправлять такие огрехи так же трудно. Но, как бы не было сложно, если заниматься делом с хорошим настроением, то результат будет потрясающим!

Хрупкая сила

Наталья – младшая сестра Кати. Она делает из бисера и проволоки необыкновенно красивые цветы – розы, тюльпаны, ландыши, лилии. Однако, главными в ее коллекции являются орхидеи.

– Необыкновенный цветок! Он сильный, независимый и хрупкий одновременно, – говорит Наташа. – Само растение, безупречное по красоте и загадочное по природе, требует к себе особого отношения. И делать руками это удивительное создание природы для меня – особая радость. Именно поэтому орхидей у меня больше всего.

– Бисер я полюбила навсегда и бесповоротно, – продолжает Наташа. – Для меня он самый лучший материал для творчества. Впервые эти мелкие бусинки увидела, когда мне было около шести лет. Помню, Катя с нашей двоюродной сестрой уже плели, и мне очень хотелось что-нибудь смастерить тоже! Я была очень маленькая, и у меня ничего не получалось. Даже «добывала» бисер сама: он мелкий, а девчонки, роняя, теряли его в паласе, я же находила! Нанизывала на нитку – получались бусы. Радости не было предела! Становясь взрослее, я плела все лучше и лучше. Этому во многом помогали специальные книги. Но, в отличие от старшей сестры, создавать мои изделия я люблю не в плоскости, а в объеме! Так что, освоив технику плетения, стала добавлять свою собственную фантазию. Мне уже не нужны ни схемы, ни расчеты. Теперь руки будто сами знают, как делать тот или иной элемент. Не скажу, что это занятие простое: и пальцы болят от усилий, и накалываешь их острой проволочкой. Самое сложное в процессе – сборка отдельных деталей. Лепесток к лепестку, листочек к листочку. Но, что мне нравится, так это то, что цветок в итоге получается «живым». Цветовую гамму бисера я подбираю визуально, и, кстати, он может быть любым, самым дешевым и неоткалиброванным. Изделие от этого ничего не потеряет, а даже приобретает. Ведь в живой природе нет ничего идеально гладкого, в этом ее прелесть!

На самом деле, Наташины цветы настолько реалистичны, что на небольшом расстоянии они, с дрожащими лепестками и листиками на тонком стебле, кажутся настоящими.

– Для устойчивости орхидеи я развожу в емкости под «посадку» гипс, конец стебля расщепляю на отдельные проволочки (получается своеобразная арматура) и погружаю в раствор. Фиксирую, чтобы не заваливался. И оставляю затвердевать.

Как рассказала Наташа, большая поддержка ее и Кати, особенно на первоначальном этапе, исходила от родителей. А это очень важно!

– Вы знаете, как для ребенка важна и похвала, и разделение радости. С любым своим творением мы бежали к ним, нашим маме и папе! Пусть первые наши работы и не были особо изящными, но их восторг, улыбка и доброта сделали свое дело! И Катин вышитый рушник, и мой первый цветочек хранятся у мамы как самые дорогие вещи, как драгоценности.

Наверное, именно при таком отношении родителей к творчеству своих детей и вырастают из них потом настоящие мастера своего дела.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

36