Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

24.09.2019 10:08 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 74 от 24.09.2019 г.

Чтобы знали и помнили всех, кто жизни отдал за мир на земле

Автор: Татьяна Храмова

Мое знакомство с Марией Лучинкиной состоялось примерно три недели назад, хотя видела и слышала ее я немного раньше: Мария делала отчет о своей работе с детьми на одном из мероприятий. Всего лишь нескольких минут выступления хватило, чтобы понять, какой это человек и насколько серьезно дело, которым она занимается.

Память священна

Мне очень хочется, дорогой читатель, чтобы ты почувствовал уважение и гордость за людей, для которых выражение «Война закончится тогда, когда будет захоронен последний солдат» – отнюдь не громкие пафосные слова. Это колоссальная боль и сопричастность к трагедии того страшного времени. Нет ни одной семьи в стране, которой ни коснулась бы война. На полях сражений нашей Родины сложили головы миллионы солдат и офицеров. Рубцуясь на протяжении 78 лет, боль не стала легендой, она стала памятью поколений – священной памятью.

…Слушая рассказ этой хрупкой светловолосой девушки, я не верила, что она способна на столь тяжелый труд в полевых условиях палаточного городка.

К слову сказать, людей, посвятивших свою жизнь поиску погибших воинов, совсем не мало. На самом деле и сейчас многие юноши и девушки хотят попасть в подобные поисковые отряды, а это означает, что им интересна тема Великой Отечественной войны, и они надеются непосред­ственно соприкоснуться с ней через поиск погибших солдат.

Скажу откровенно, земля не всем отдает свои тайны, а лишь тем, кто посвятил этому жизнь… И когда понимаешь, что эти люди, пренебрегая удобством и комфортом, тратя время и собственные средства, отправляются на места бывших боев и безвозмездно занимаются наисложнейшей и кропотливой работой – достойно самого искреннего восхищения, потому что это – призвание!..

О работе поискового отряда

Заведующий Коробковским сельским домом культуры Мария Лучинкина работает в составе поискового отряда «Курган» 2 года. Сам отряд существует уже 31 год, но вот уже более 25 лет он ведет поисковые работы в Бельском районе Тверской области, где с апреля 1941‑го по март 1943 года шли ожесточенные бои.

Как сказала моя героиня, «Курган» – не единственный поисковый отряд, который работает в том районе. А в «Курган» она пришла по приглашению Сергея Петрова (он с дочкой Дарьей в отряде уже три года).

– В этом году мы приняли участие в Большой Бельской экспедиции на Черном ручье, – отвечает Мария на вопрос о том, где происходят работы. – С нами были ребята из учебно-поискового лагеря из Пскова, студенты из Нижнего Новгорода, Дзержинска, поисковики из Великого Устюга. В составе нашего отряда 70 человек, на этот раз в нем работали школьники из Ханты-Мансийска.

По официальным данным, за три недели отряд поднял 96 бойцов, и было только два случая, по которым удалось определить погибших. Первого – по медальону, в котором хранился обрывок бумаги с написанными химическим карандашом фамилией и инициалами. Это красноармеец, уроженец Чеченской республики. По интернету поисковики нашли родственников, которые его затем забрали и похоронили со всеми почестями на родине. А второй случай – это подписанный мундштук сержанта Константина Алексеевича Никифорова, при котором была медаль «За боевые заслуги».

Как рассказала Мария, в обороне населенных пунктов участвовала 250‑я мотострелковая дивизия, которая первой начинала бои, отражая атаки фашистов, и потеряла в сражениях больше половины личного состава. Александр Степанович Киреев – наш земляк, уроженец наших мест, его имя записано в Книге памяти – пропал без вести. Разыскивая его по архивам и зная, что он служил в этой дивизии, они предполагают, что он погиб здесь же, в Бельском районе.

– На Черном ручье проходили самые ожесточенные и кровопролитные бои – сколько воинов поднято и сколько еще предстоит поднять! Казалось бы, уже прошли по этому месту, нет ничего, но все равно останки обнаруживаются снова и снова. Лишь единицы можно опознать по сохранившимся документам.

– Вы знаете, – говорит Мария, – почему-то в войну считалось, что если боец заполнит медальон, то он погибнет в бою, и многие этого не делали, находя этому атрибуту другое применение. Поэтому-то, к сожалению, установить личности солдат так трудно.

...Нужно было видеть глаза моей собеседницы, когда она начинала рассказывать о том, как ведутся работы и как поднимают останки. Таким состраданием и болью наполнялись они, что было очевидно: она переживает за каждого солдата, как за родного и близкого человека.

Представьте себе, ведь поиск и подъем погибших воинов (а на самом деле – их останков) осуществляется специальным поисковым оборудованием (им, в основном, работают мужчины-поисковики). Девочки же, если обнаружен солдат, часами перебирают грунт в поисках самой маленькой косточки. Постарайтесь еще представить себе, что это вовсе не увлекательная прогулка по сухому и теплому лесу или полю. Погоду (дождь ли проливной либо солнце и зной) не выбирают, и в отряде строгая дисциплина. Люди часами могут сидеть в болоте, доставая разбившегося летчика из самолета. Личные вещи погибшего, ложки, кружки и мундштуки в поисках чуть заметных инициалов – все это проходит через женские руки.

Работая в отряде, Мария при помощи специального щупа уже научилась распознавать, что находится в земле под ногами: блиндаж (по характерной пустоте, в которую проваливается прибор), кость, железо или стекло.

– Бои были жесточайшие! Не было ни одного дня, чтобы мы не подняли бойца – только и слышалось по рации: там боец, там боец, – рассказывает Мария и продолжает, – из огромной воронки подняли 17 человек, за один только день…

Как идет поиск

Отмечу, что настоящим поисковиком стать может далеко не каждый. Ведь работа эта никак не оплачивается, и все поисковое оборудование и амуницию ты приобретаешь на собственные деньги. Условия – не курорт, однозначно…

Перед экспедицией – кропотливая подготовка: работа с архивами, сводками из газет того времени. Затем в теплое время года отряд отправляется на выбранное место, где выясняет путем наложения аэрофотосъемок военных лет и современных линию обороны, траншеи, воронки. И с помощью приборов исследуется местность.

– У нас есть специалисты-топографы, которые могут читать военные карты, и путем наложения современной карты выясняют, где и что происходило, – поясняет рассказчица.

В лесных массивах, которые были когда-то болотом, потом – полем, много предметов военного быта и обихода тех страшных дней.

– Одной из самых больших моих предметных находок был стропольный нож, – добавляет моя героиня. – Это довольно редкий предмет, и за все время поиска – это второй случай. Надо сказать, предмет этот хорошо сохранился и вполне рабочий. Обычно такие предметы извлекаются в очень плохом состоянии. Каждая именная находка вызывает бурю эмоций – значит, еще одно имя удалось вернуть из небытия.

И еще одну удивительную историю рассказала в заключение нашей встречи Мария.

– Как я уже говорила, нами перезахоронены останки 96‑ти советских солдат, которых мы обнаружили вблизи ныне уже не существующего урочища Черный ручей. 12 июля производилась укладка в гробы, 13‑го – захоронения. Поясню: останки тел тех, кого мы достаем в последний день, будут храниться до следующей экспедиции в костехранилище.

– В тот последний день, – продолжает она, – мы подняли 9 солдат и фрагмент руки десятого. Сидим с девочками, смотрим в небо. И, представьте себе, прямо над нами летит клин из десяти журавлей, – голос ее сделался каким-то хрустальным и дрожащим, – а это примета, означающая, что души найденных погибших бойцов просятся домой. Но вот десятый журавль вдруг повернулся и полетел назад, в урочище Черный ручей. Вы можете себе представить? Значит, что этого солдата мы тоже найдем… И на следующий год я снова приеду сюда. Теперь каждый свой отпуск у меня посвящен этой важной миссии – поиску наших героев.

…Если человек осознанно готов связать свою жизнь с судьбами давно ушедших людей, павших за свою страну, которых он никогда не знал – это подвиг. Воины, а многим едва исполнилось 18 лет, погибли, защищая Родину, семью, мать, и теперь ждут, чтобы ребята из поисковых отрядов приехали в эти места и нашли их. Они ждут своего возвращения, зная, что история их семьи не прервалась.

– Ведь говорят, что не мы их ищем, а они – нас, – сказала мне напоследок хрупкая девушка с большим сердцем…

Согласно историческим документам, 22 июля 1941 года в деревне Черный ручей фашисты вступили на Бельскую землю. Путь им преграждали части Красной Армии. Воины героически сдерживали немецкий натиск, неоднократно в сводках Советского информбюро сообщали об успешных действиях Красной Армии в районе деревень Демяхи, Черный ручей, Околица, Красногородка.

Им было страшно умирать

На поле гибельных сражений,

Но будто собственную мать

Они любили свою землю!

…И сколько их осталось в ней -

Незахороненных, пропавших -

Отцов и дедов, сыновей,

Родных, геройских, честных, наших!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

191