Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

05.04.2019 09:32 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 25 от 05.04.2019 г.

Судовой маляр – яркая профессия!

Автор: Татьяна Храмова

Как красиво и грандиозно смотрится корабль, когда на синей глади моря, точно великолепный утес, отражающий солнечные блики волн на своих боках, он проплывает величавой громадой. Сложно вообразить, что вся эта сияющая красота создана руками человека! А кто задумывался из вас, друзья, как так получилось, что все это великолепие сверкает яркими красками? Вот о том, как, кем и каким образом красится судно, пойдет речь в данном материале.

Знакомство

Героиня сегодняшней статьи – Светлана Балнова. Она старший мастер достроечно-малярного цеха, имеющая огромный опыт работы, счастливая мама и бабушка и очень позитивный, открытый для диалога человек. Имеет Почетный диплом губернатора Нижегородской области за доблестный труд и Почетную грамоту министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

С первой минуты эта невысокая подвижная женщина с яркими серыми глазами, увлеченно рассказывающая о своей работе, умудрилась сделать так, что передо мной, будто в хорошем фильме раскрылась вся картина ее жизни, судьбы и труда.

Родилась она в Навашине, здесь же прошло ее детство. Окончив среднюю школу № 2, поступила в Дзержинский химический техникум им. Красной Армии, по окончании которого работала на заводе на Вербовском. Однако, вернувшись в Навашино, в 1985 году устроилась на завод «Ока», где и работает по сию пору.

– В моей семье я не первая, кто работает на «Окской судоверфи» (именно так был переименован судостроительный завод в 1994 году), – рассказывает она, – здесь трудились мои родители Вадим Петрович и Елена Степановна Буровы и старшая сестра Галина Губушкина. Мама с 16 лет работала сварщицей, папа, как и я, проработал на судоверфи мастером. Сейчас младшая дочка Анастасия и зять Илья Демины трудятся. В общем – династия! Кому-то, возможно, не подходит работа на заводе: дескать, по гудку, на закрытой территории, но меня все устраивает. Работа интересная, очень нравится, просто иногда сильно устаешь. Вы что думаете, взял кисть в руки и вперед? Не-е‑ет! Это вам не заборы красить!

Понимание процесса

Позволю себе сделать небольшое отступление, необходимое для понимания того огромного объема работ, который ложится на плечи маляра. Итак, судно состоит из секций. Каждая из них должна быть окрашена вся до последнего миллиметра. Все, что есть на судне металлическое, должно быть покрыто краской в обязательном порядке.

– Светлана Вадимовна, как вы стали мастером? – наконец-то прозвучал вопрос, ради которого, собственно, и затевалась эта встреча.

– Работаю в ДМЦ – достроечно-малярном цехе – с 2006 года. А до этого долгое время работала в центральной заводской лаборатории на приемке красок. В моем подчинении было пять лаборантов, а я сама работала в должности инженера. В трудные перестроечные годы моя должность, в числе прочих, сократилась. Перейдя в лакокрасочную лабораторию на склад, куда поступала соответствующая продукция, проработала там лаборантом 5‑го разряда 10 лет, занимаясь опытными работами и проверкой всей поступающей продукции. В то время краску для судна готовили тоннами. Начиная с 2003 года, мы работаем с иностранной фирмой «Йотун», которая занимается поставкой готовой краски по всему миру. В судостроении применяют большое количество самых разнообразных лакокрасочных материалов, которые учитывают условия эксплуатации разных частей корпуса судна. Здесь присутствуют инспекторы по этой краске, осуществляют контроль над всеми процессами нанесения краски, начиная от очистки поверхности и до последнего красочного слоя…

Напомню, навашинские суда по своему назначению относятся к типу «река-море». А значит, эксплуатируются как в пресной, так и в соленой воде. Но какая бы вода ни была, она непременное условие возникновения коррозии, то есть, ржавчины. А ржавчина – такая вещь, от которой большинство судовых металлических конструкций могут выйти из строя. И самый надежный способ сохранить дееспособность судна – это его окраска.

Зачистка – это важно!

– Прежде, чем начать малярные работы, нужно произвести мероприятия по подготовке металлических поверхностей судна под окраску. Зачистка заключается в удалении с них окалины, ржавчины, различных загрязнений. Степень очистки может быть разной, это как закладывается в проекте, – продолжает рассказывать о производственном процессе Светлана Вадимовна. – Раньше в судостроении широко был распространен механический способ очистки – это машинка, турбинка, наждачка. Сейчас металл подвергается очистке посредством дробеструйных аппаратов, где работа происходит так: дробь насыпается в аппарат и под давлением воздуха с большой скоростью выбрасывается на поверхность конструкции, очищая ее. После чего металл обеспыливается, затем наносится противокоррозионное покрытие. Каждый этап подготовки проверяется инспектором, который работает на предприятии. Значительный объем работ по очистке металла приходится выполнять на готовых корпусных конструкциях или в неудобных стесненных условиях на судне. И при этом все должно быть сделано в строгом соответствии с нормами безопасности и другими критериями. Таким образом, окрасочные работы начинаются с очистки поверхности, продолжаются по мере изготовления секций, а оканчиваются на готовом судне перед сдачей его в эксплуатацию. Трудоемкость окрасочных работ составляет существенный процент общей трудоемкости постройки судна.

О замечательной бригаде

– У нас в городе нет такого учебного учреждения, где готовили бы маляров. Многому молодым малярам приходится учиться на ходу, иногда переделывать, перекрашивать, если обнаруживается дефект. Помогают новичкам (а их у меня в этом году 3 человека) в овладении малярным искусством наставники и мастера. Спасибо им за помощь! Надо отдать должное людям в моих бригадах, настолько слаженно, аккуратно и точно они работают. У меня в подчинении 18 человек – 10 женщин и 8 мужчин. Работа у нас очень умная. Потому что, чтобы выполнить нашу работу, нужно сообразить, с чего начать и чем закончить.

Самая ответственная часть судна – это корпус. Его по окраске можно условно разбить на такие части, как подводная, надводная, борт, палуба, надстройки, машинное отделение. Еще на каждом судне имеется значительное количество цистерн различного назначения. Самое непростое – это внутрисекционное пространство. Очищать и красить цистерны необходимо со средствами защиты. Особенно труднодоступны цистерны, расположенные в междудонном пространстве. Каждый член бригады несет полную ответственность за соблюдение обозначенного норматива и правил персональной защиты.

Для надежной противокоррозионной защиты все нанесенные слои краски должны иметь общую толщину, которая замеряется специальным датчиком – позитектором. Поверхности, подвергающиеся постоянному действию воды, окрашивают наи­более стойкой краской. Борт самого судна будет иметь тот цвет, который определит заказчик. На данном этапе мы делаем серию сухогрузных судов «Навис», а они все – чудесного синего цвета!

Как проходит жизнь вне работы

– Светлана Вадимовна, удается выкраивать время на себя?

– Немного получается. У меня семья, есть две взрослые дочери. Летом стараемся все вместе ходить в лес. Сама я очень люблю заниматься на участке выращиванием овощей, зелени и особенно – цветов! Их у меня очень много!

Фраза о цветах, прозвучавшая с такой неподдельной искренностью, в полном объеме отразила то, что человек этот работает на своем месте! А раз он способен видеть красоту во всем, что его окружает, то и сам он создает вокруг себя яркий цветной мир!..

– Подрастают внуки! – при этом глаза Светланы Вадимовны наполнились счастьем и нежностью, – вот мое занятие! Кто знает, может, они будут продолжателями нашей славной династии навашинских судостроителей. Жизнь большая!

1455