Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

19.03.2019 08:48 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 19.03.2019 г.

Судьба «Цесаревича»

Автор: Владимир Корчин, краевед

Как-то к моему знакомому, жителю города Артему Засухину приехали друзья из Нижнего. В разговорах упомянули герб города Навашино. Друзья заинтересовались стилизованным изображением судна явно старой постройки. Артем сообщил им, что это нефтеналивное судно «Цесаревич Алексей», построенное еще до революции. «А какова его судьба?» – поинтересовались друзья. Этим вопросом задался и сам Артем. Тема ему была близка. В школьные годы он посещал судомодельный кружок Дворца культуры. Там даже изготовил действующую модель крейсера «Варяг» и думал изготовить модель «Корейца». Несмотря на то, что прошли годы, его интерес к судомоделизму и истории судостроения сохранился.

Как найти искомое?

Артем воспользовался интернетом. Судов с именем «Цесаревич Алексей» в России было построено несколько. Одно из них до сих пор лежит возле берега Крыма. Но как найти искомое? Он начал с изучения документов Общества Коломенского машиностроительного завода (в него входили Кулебакский горный завод и судоверфь в Мордовщиках). Там был построен первый в России дизельный буксир «Коломенский дизель». А затем серия первых в мире морских теплоходов‑танкеров. Первым стал «Дело» (1908 год). В числе последующих были танкеры «Эммануил Нобель» и «Карл Хагелин». Именно К. В. Хагелин, управляющий компанией братьев Нобель, положил начало теплоходостроению в России.

В 1910 году крупный нижегородский промышленник Д. В. Сироткин, сыгравший огромную роль в развитии судостроения в Поволжье, для подведомственного ему пароходного общества «Волга» решил заказать в Коломне постройку морского нефтеналивного судна. Но верфь в Коломне была перегружена заказами. К тому же судно должно было иметь паросиловую установку, а не дизельную, что делала Коломна. И коломенцы порекомендовали разместить заказ на судоверфи в Мордовщиках. В том же 1910 году был заключен договор на постройку для общества «Волга» нефтеналивной морской шхуны «Цесаревич Алексей» грузоподъемностью 5400 тонн.

Теоретический вес корпуса судна, спроектированного из толстолистовой стали, составлял почти 1800 тонн, длина – 123 метра, ширина – 14 метров, высота борта – 7,6 метра. Силовая установка – две паровых машины мощностью 1000 л. с.

В докладе технического директора Мордовщиковского судомостового завода С. Н. Ильина, с которым он в 1933 году выступил на одном из собраний инженерно-технических работников завода, об этом периоде говорилось: «… изготовление мостов, а главным образом, принятие заказа на шхуну, для которой требовалось новое, более сильное оборудование, положили начало расширению судоверфи и ее переоборудованию».

Строительство

шхуны «Цесаревич Алексей», начатое в августе 1910 года, шло с большими трудностями. Задержка с закладкой корпуса едва не привела в октябре 1910 года к расторжению контракта на ее постройку. Однако договор с «Волгой» перезаключили, перенеся срок сдачи шхуны на начало навигации 1912 года. Общество «Волга» обязалось доставить и своими силами изготовить паропроводы к брашпилям, водопровод, насосы, сигнализацию, оборудовать бытовые помещения. Коломмашзавод должен был поставить шпили, брашпили, кранбалки, шлюпбалки, гребные валы, иллюминаторы… А шхуной судно именовалось потому, что имело три мачты и парусное вооружение, как дополнение к паровым машинам.

Стапельные работы начались летом 1911 года. Администрация уделяла им много внимания. Ежедневно на шхуне работало не меньше 20 бригад клепальщиков, а общее число рабочих доходило до 270 человек. Однако ускорить темпы постройки не удавалось из-за недостатка клепальщиков, которых по расчетам заведующего верфью С. Н. Ильина не хватало до 100 человек. К тому же одновременно выполнялись срочные заказы – кессоны для постройки Дворцового моста через Неву в Петербурге, кессоны и фермы для моста через Тешу на строящейся Казанской железной дороге.

Тем не менее, к весне 1912 года корпус и надстройки шхуны были закончены. В течение зимы под руководством представителей Коломмашзавода и общества «Волга» шел монтаж котлов, машин, гребных валов, трубопроводов и т. д. В марте началась подготовка «Цесаревича» к всплытию. В первых числах апреля, когда вода стала заливать судояму, к корпусу шхуны подвели четыре понтона, полученных из Коломны. 5 апреля после всплытия ее отбуксировали к пристани Ока-Липня, где продолжались отделочные работы. 20 апреля шхуну отбуксировали в Астрахань. Испытания шхуны проводились на Каспии. Своим ходом она прошла от Астрахани до Баку за 39 часов. Обратный путь с грузом нефтепродуктов в 5000 тонн шхуна проделала за 48 часов, показав неплохие мореходные качества.

С новым именем «Волга»

В предреволюционные годы, работая в составе общества «Волга», шхуна исправно перевозила нефть из Баку в Астрахань. После революции, как и множество судов, шхуна лишилась своего «царского имени», получила новое. И след ее затерялся.

…Артем приступил к изучению данных о каспийском флоте. Полученный в интернете список нефтеналивных судов республик Закавказья за 1923 год содержал 91 наименование. Обращали на себя внимание четыре танкера грузоподъемностью по 300 тысяч пудов и выше. Габариты наиболее крупного из них – парохода-танкера «Волга», вообще самого большого танкера на Каспии, отличались от размеров других танкеров и полностью совпадали с габаритами «Цесаревича Алексея». Свое новое имя танкер получил в 1918 году по имени пароходной компании, где он работал до революции. След шхуны нашелся. Были найдены документы, подтверждающие, что танкер был построен в Мордовщиках.

Три других крупных танкера, один из которых сохранил прежнее имя «Дело», а два других были переименованы в «Рабочий» и «Крестьянин», были построены на Коломенском заводе.

«Волга» работала на Каспии многие годы, доставляя бакинскую нефть на астраханский рейд. В 30‑е произошла с ней любопытная история. Остро встал вопрос о постройке для Каспийского флота серии новых танкеров. Была даже разработана проектная документация. Однако большинство старых капитанов танкерного флота высказалось за то, чтобы новые танкеры строились по типу «Волги», настолько удачной была ее конструкция. Это мнение учли при проектировании танкеров типа «Ленин», с десяток которых построили на «Красном Сормове». Принципиальные изменения коснулись только силовой установки: танкеры были дизельными.

«Волга» благополучно пережила войну, хотя не раз подвергалась бомбардировкам немецкой авиации. После войны продолжала работать на Каспии. После распада СССР старейший на Каспии танкер вошел в состав флота Азербайджана с портом приписки в Баку. Впоследствии он использовался как бункеровщик, а потом (как несамоходное судно) для хранения нефтепродуктов при судоремонтном заводе «Имени Закфедерации». Интересны последние сведения о танкере «Волга». В 2012 году судно стали разделывать на металл. Остатки мазута в трюме загорелись. Был нешуточный пожар. При рассмотрении документов подтвердилось, что судно построено в 1912 году на верфи в Мордовщиках. Обычно жизненный путь грузовых судов составляет 30–50 лет. Шхуна «Цесаревич Алексей», она же «Волга», дожила до своего 100‑летия. Не зря хорошую оценку корпусу судна дал в свое время С. Н. Ильин!

К слову об Артеме Засухине, восстановившем историю шхуны. Ему 35 лет. В душе он остался судомоделистом. Иногда заходит в судомодельный кружок, интересуется делами у руководителя кружка Алексея Дивеева, иногда помогает ребятам. Недавно он перешел работать на судостроительный завод. Теперь у него больше свободного времени, которое можно посвятить судомоделированию. Он с интересом относится к прозвучавшим в областном центре предложениям об организации в Навашине регионального центра судомодельного спорта и о том, что надо сделать традиционными областные соревнования судомоделистов на озере Святое Дедовское. Сбудутся ли эти мечты – покажет время.

217