Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

05.02.2019 10:00 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 05.02.2019 г.

Социально неуверенные дети: проблемы и их возможные решения

Автор: Ксения Пискунова

Мы продолжаем публиковать лучшие материалы по педагогическому просвещению родителей. На этот раз статья призера конкурса – воспитателя МБДОУ «Детский сад № 9 «Светлячок» Олеси Ворониной.

Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с внешним миром. Неумение взаимодействовать – следствие неумения взаимодействовать, прежде всего, с самим собой. Социальные проблемы порождаются внутриличностными проблемами. В педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость, аутичность, т. е. как гипоактивность и гиперактивность в виде непослушания и агрессивности. Одна из важнейших задач педагогов и родителей – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Ребенок, плохо приспособленный к жизни, не стремится самостоятельно найти способы решения любых жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Он ориентирован не на процесс, а на результат. Именно поэтому мудрые родители стараются помочь ребенку приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребенка формируется осознанный, гармоничный выбор способов жизни. А это дает социально-уверенное поведение, социально-компетентное самоощущение в любых жизненных ситуациях, а это самое главное и самое нужное качество личности. Для нормального развития каждый ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребенок испытывает негативные переживания, это отражается на его развитии.

Причины детской неуверенности в себе

1 причина – если ребенку недостает любви, он теряет уверенность в себе, чувствует себя покинутым и одиноким. Отчужденное отношение близких к ребенку порождает у него чувство отчужденности от других и связанный с этим страх – состояние сильной тревоги, беспокойства и душевного смятения.

2 причина – некоторые взрослые считают для себя позволительно запугивать детей, лишь бы добиться от них послушания: «Делай это, а то тебя заберет…». В запугивании ребенка таится не только отчужденная позиция взрослого, но и явная его агрессия.

3 причина – если взрослый не оказывает ребенку поддержки в необычной для него ситуации, позволяет поступать и думать самостоятельно, то ребенок начинает испытывать страх, чувствует себя покинутым. Если хоть раз ребенок испугался темноты, то в дальнейшем темнота сама по себе будет пугать ребенка. Частое переживание страха влияет на общение, физическое и психическое самочувствие ребенка.

Помните: если ребенок доверяет себе – его поведение при решении трудных ситуаций будет уверенным и адекватным.

Типы тревожных детей

Расторможенные – очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются показать себя с хорошей стороны, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед сверстниками. На критику реагируют равнодушно. Своей повышенной активностью пытаются заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной деятельности (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой). Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны взрослых и сверстников. Надо создать ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы.

Застенчивые – обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны на занятиях, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чем-то спросить взрослого, очень пугаются, если взрослый повышает голос (даже если это происходит на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально, без посторонних людей). Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, спокойно предлагать выходы из той или иной ситуации, признавать за ребенком право на ошибку.

Замкнутые – мрачные, неприветливые дети, которые никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. У таких детей могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в учебный процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно для таких детей найти область, которая им интересна (различные увлечения: динозавры, планеты и др.); через обсуждение и беседы налаживать общение.

Родителям важно помнить: ребенок пойдет в школу, там ему предстоит общение со сверстниками, а это жесткая школа социальных отношений. Именно общение с ровесниками требует высокого эмоционального напряжения. Если этого не происходит, то у ребенка могут возникнуть психологические зажимы, ему будет сложно выходить к доске, отвечать при всех на уроках, а также заводить друзей, что отрицательно отразится на оценках.

Советы родителям: как помочь ребенку преодолеть тревожность

• Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами и страхами. Научите говорить его об этом, обсуждайте ситуации из жизни, вместе ищите выход из сложившейся ситуации.

• Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно.

• Если ребенок пропустил много дней из-за болезни – попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, прийти в любое свободное время в детский сад, пусть пообщается со сверстниками.

• В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите и подумать, и справиться с проблемой вместе, иногда одного вашего присутствия достаточно.

• Если ребенок не говорит открыто о своих трудностях, то у него наблюдаются симптомы тревожности. Поиграйте с ним, обыгрывая через игру с солдатиками или куклами всевозможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Именно через игру можно показать пути решения той или иной проблемы.

• Заранее готовьте ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

• Делитесь своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то…, но потом произошло то-то и мне удалось…»

• Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, ведь нет худа без добра.

• Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

• Сравнивайте результаты ребенка только с его предыдущими достижениями и неудачами.

• Учите ребенка и учитесь сами расслабляться (дыхательные упражнения, думать о хорошем и т. д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

• Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно через объятия, поцелуи, поглаживания по голове, то есть с помощью телесного контакта.

• Откажитесь от таких слов, которые унижают вашего ребенка («недотепа», «негодный», «поросенок»), даже если вы сильно раздосадованы и сердиты.

• Никогда не угрожайте ребенку такими словами: «Замолчи, а то рот заклею!», «Будешь баловать – уйду от тебя!», «Отдам дядьке тебя!»

Социальная уверенность формируется, прежде всего, в семье, во взаимоотношениях с родителями. Семья играет важную роль в жизни как отдельной личности, так и всего общества в целом.

135