Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

26.02.2019 09:16 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 26.02.2019 г.

Развитие мелкой моторики рук дошкольников

Автор: Ксения Пискунова

Мы продолжаем публикацию материалов муниципального конкурса среди педагогов детских садов по просвещению родителей. В этом номере нашей газеты – статья воспитателя филиала № 3 МБДОУ «Детский сад № 1 «Василек» – «Коробковский детский сад» Елены Юровой.

Наверно каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым умным, находчивым, и приносил только «5» в дневниках. Но что мы для этого делаем?

Одни родители покупают ребенку конструкторы, пазлы, различные развивающие игры. Другие же просто списывают все на природные задатки ребенка – «есть способности – будет вундеркиндом, а нет, ну и не надо». И, наконец, третья группа родителей (но их меньшинство), зная определенные хитрости, занимаются с малышом уже с самого маленького возраста.

Каким образом мелкая моторика рук влияет на развитие ребенка?

Да самым прямым! На кончиках наших пальцев находится множество рецепторов и точек, которые отвечают за развитие мозга человека. И когда мы развиваем мелкую моторику рук, тем самым заставляем работать данные точки и активизировать деятельность мозга.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная, речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

У малыша развиваются воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Я хочу поделиться с вами теми самыми хитростями, которые помогут вашему ребенку развивать речь и интеллект, а именно: научить вас развивать мелкую моторику рук малыша.

Итак, приступаем к выполнению упражнений!

Для деток, которым исполнился годик, отличная методика мелкой моторики – это пальчиковый бассейн. В подходящую по размеру емкость насыпаем 1 кг гороха или фасоли, «закапываем» внутрь что-нибудь привлекательное для малыша (яркие мячики, фигурки животных) и просим его отыскать их. Во время этой увлекательной игры от малыша нельзя отходить, во избежание попадания мелких предметов в рот!

Для детей от 1 года до 2‑х лет можно использовать более усложненный комплекс упражнений. Здесь применимы игры с мозаикой, сортировка пуговиц по размеру, игры с конструктором. Учите детей рвать бумагу (да-да, этой премудрости тоже надо учить!), опускать предметы в отверстия в горлышке бутылки, пересчитывайте вместе пальчики, приговаривая:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять»

Еще очень полезное и для вас, и для ребенка занятие: в одну мисочку насыпьте обыкновенный горох и фасоль, пусть малыш перебирает крупы, сортируя их при этом. Также можно использовать и по отдельности каждую крупу. Сначала всей горстью перекладывает, затем щепоткой, а потом большим и указательным пальцами обеих рук. С ребятишками в 2–3 годика играем уже с определенной целью, что уже учит ребенка быть целеустремленным.

Игра «Бусы»: Возьмите примерно 200 г макарон с большим отверстием. Можно взять цветные макароны, с разными фигурками. Еще вам понадобится веревочка такой толщины, чтобы макароны легко на нее нанизывались. Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на веревочку. Девочка может делать бусы и браслеты для своей куклы, мальчик – для мамы или сестрички. Не забудьте надеть бусы после того, как ребенок их подарит (отказ может сильно обидеть вашего ребенка). Также можно раскрасить бусы краской. Объясните ребенку, что бусы нужно собирать обеими руками. Помимо макарон можно использовать крупные бусинки.

С малышами от 3‑х лет используют уже и пальчиковую гимнастику. Предлагаю вам часть упражнений:

«Пальчики здороваются» – кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Затем также проделать и левой рукой, после чего одновременно на двух руках.

«Человечек» – указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки – «бегают» по столу.

«Слоненок» – средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги – «идет» по столу.

«Оса» – выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки, после чего одновременно указательными пальцами обеих рук.

«Корни деревьев» – кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

«Деревья» – поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.

«Очки» – образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

И, конечно же, не забываем наши потешки, доставшиеся нам от наших бабушек. Да, да, наши бабушки, сами того не осознавая, развивали нам моторику рук, играя с нами в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Домик» и т. д.

«Домик»

– Это домик. (Обе ладони приставьте друг к другу).

– Это крыша. (Соедините ладони и переплетите пальцы).

– А труба еще повыше. (Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их).

«Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

– Вышли зайки на лужок, встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка, четыре зайка, пять… (Пересчитайте заек).

– Будем лапками стучать. (Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой).

– Постучали, постучали. И устали. Сели отдыхать. (Согните пальцы в кулак).

При выполнении многих упражнений все дети могут вначале испытывать затруднения. Но когда их проводят регулярно и используют разнообразные приемы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития моторики рук ребенка.

С детьми постарше можно уже заниматься по технике «оригами» (искусство складывания бумаги), делать аппликации, рисовать пальчиками, лепить из пластилина, также можно использовать тесто, глину. Используйте раскраски, но тут уже следите и учите ребенка не просто черкать, а делать это аккуратно, обводив контуры.

Не забываем про крупы, используя уже более мелкие; занимаемся с детками пальчиковой гимнастикой и мастерим бусы.

И помните, мелкая моторика – не самоцель, не принуждайте к таким играм малыша, если ему почему-то они не нравятся. Просто дождитесь подходящего момента, когда у него появиться желание.

Следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему зафиксировать нужное положение пальцев. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребенком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных. Поощряйте творческую активность ребенка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени, а результат окупится сторицей. Основы, закладываемые сейчас, в младшем возрасте, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных проблем в школе и во взрослой жизни!

144