Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

19.11.2019 09:18 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 90 от 19.11.2019 г.

Дорога в жизнь начинается со школы!

Автор: Ксения Пискунова

Первый выпуск школы, 1933 год

В этом году Новошинской школе исполняется 115 лет. И это хороший повод вспомнить тех, кто в ней трудился и обучался, отметить еще раз тех, кто работает и получает знания сейчас.

По страницам истории

Примечательно и символично, что эта школа открыла дорогу в жизнь самому руководителю данного образовательного учреждения, заслуженному учителю РФ Валентине Ваниной. Валентина Аркадьевна окончила Новошинскую школу в 1969 году. А в 1972 – вернулась в ее стены учителем химии и биологии. И вот уже 30 лет руководит. Она отлично знает и ее историю. Мы сидим с ней в уютном кабинете и ведем неторопливую беседу о том, как все начиналось.

– В 1904 году в селе Новошино была построена трехклассная церковноприходская школа, в которой занимались дети местных крестьян. У многих появилась возможность продолжить образование в Муроме.

Невозможно представить историю села без известной фамилии Зворыкиных. Из этой семьи вышла учительница Е. Г. Зворыкина, работавшая в Новошинской школе до октября 1917 года. В то время школой заведовала З. М. Приклонская, – вспоминает директор Валентина Ванина.

В 1930 году школа стала семилетней. Из первых выпускников образовательного учреждения пятерым удалось продолжить обучение, став впоследствии специалистами в сферах образования, здравоохранения и даже в политике.

С 1938 года школа функционировала как среднее учебное заведение. В ней обучались дети из 11 деревень: Ольховки, Князева, Безверникова, Покрова, Угольного, Волосова, Позднякова, Кутарина, Малышева, Петряева, Анцифрова. Всего насчитывалось около 800 учащихся.

Судьба многих учителей и выпускников школы связана с Великой Отечественной войной.

– Одним из первых ушел на фронт и не вернулся И. Е. Вилков, работавший с 1938 директором Новошинской школы. За героизм он награжден орденом Красной Звезды. Не вернулся с войны и учитель В. И. Мокеев. Участниками той страшной войны были также педагоги А. В. Боронина, Н. К. Родионов, Л. И. Яшина, А. Д. Яшин и Н. К. Чванов, – продолжает рассказывать Валентина Аркадьевна. – В военные годы в здании школы размещался детский дом. В нем жили дети, эвакуированные из блокадного Ленинграда. Директором его была М. П. Старикова.

Учителя – всегда пример

За свои 115 лет многое пришлось пережить школе… Перестраивались старые здания, строились новые, конечно же, менялся и педагогический состав. До войны директором был И. Е. Вилков, учителями К. М. Жулина, А. М. Окутина, А. Н. Вилкова (награждена орденом Ленина), Т. Д. Денисова, А. М. Приклонская (отмечены орденами Трудового Красного Знамени). В послевоенные годы работал коллектив под руководством директора Н. М. Пронина. Он принял пост от Н. К. Родионова. Коллектив в составе В. М. Пронина (награжден значком «Отличник народного просвещения»), А. А. Яшина, Л. И. Яшиной, З. В. Токаревой, А. В. Борониной, В. Н. Денисовой, В. Н. Филипповой (награждена значком «Отличник народного просвещения»), Г. Н. Шульгиной, В. Г. Бариновой, Г. В. Ворониной, Б. К. Бойко, В. И. Мысова, В. А. Ваниной, В. И. Федоровой, В. С. Новиковой, Л. С. Спиричевой, Н. К. Денисовой был инициатором преобразования, облагораживания села и его окрестностей. Учителя всегда являлись примером добросовестного отношения к труду.

– О каждом из ветеранов можно писать книги. В разное время учили детей жить в этом мире А. М. Колчина, З. Н. Гордеева, Л. Н. Бибикова, Г. Г. Белова, В. Н. Игнатьев, Т. Н. Волкова. Многое забывает человек, многое стирается со временем в его памяти. Проходят годы, тускнеют воспоминания о детстве и юности, но память о любимых педагогах неподвластна времени, – листая архивные выпуски газет с материалами о школе, а исторические материалы здесь сохраняются особенно бережно, вспоминает моя собеседница.

– Хочется также назвать выпускников школы, которые стали педагогами – З. В. Токарева, В. А. Яшин, В. А. Ванин, В. Н. Игнатьев, Н. М. Макарова, И. В. Кузьмина, Л. В. Борисова, Е. С. Григорьева; врачами – А. А. Зыкин, Э. В. Воронина; медицинскими работниками – М. М. Денисова, Т. П. Гаврилова, А. В. Полякова, М. М. Денисова, З. В. Медведева, И. В. Денисова, Н. И. Петрова, Е. Ф. Шепелева, Е. С. Постнова, О. А. Игнатьева. Многие выпускники связали свою трудовую деятельность с судостроением, освоили строительные профессии. Среди них – А. А. Воронин, В. Н. Коротин, Н. Е. Коротин, В. И. Баринов, В. М. Макаров, В. Н. Воронин, Г. И. Батов, А. А. Мысова, А. Ю. Денисов, О. В. Ванин, А. В. Большакова, В. Н. Конихин и др.

Гордостью Новошинской школы является выпускник А. Г. Окутин, полковник военной авиации, награжденный орденом Мужества.

– Много теплых слов хочется сказать в адрес наших бывших выпускников, которые побывали в горячих точках, выполняя воинский долг. Это В. А. Козлов, П. Г. Конихин, В. Н. Конихин, И. Г. Сергеечев, И.Е Ванин, С. А. Храмов, – с гордостью называет их Валентина Аркадьевна. – Наши выпускники не забывают школу. Ей всегда готовы прийти на помощь С. Н. Кузьмин, Ю. В. Макаров и другие.

Здесь тепло и уютно каждому

В 1996 году школа стала лауреатом областного конкурса «Школа года». В 1997, 1998 и 1999 годах лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года», организованного газетой «Педагогический вестник».

В 2002 году школа была реорганизована путем присоединения к ней детского сада. Первая в районе основная школа стала работать по программе дошкольного обучения и воспитания. Коллектив пополнился воспитателями дошкольной группы Т. Н. Волковой, А. М. Морковкиной и Л. В. Борисовой.

В 2004 году Новошинская основная общеобразовательная школа реорганизована в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу для детей района с ограниченными возможностями здоровья. Педагогический коллектив берет на себя большую ответственность за детей, заботится о них, согревая своим теплом и любовью.

Благодаря большой поддержке администрации района и депутата А. П. Тюрина 1 сентября 2009 года состоялось торжественное открытие нового двухэтажного здания, построенного согласно современным требованиям, оснащенного необходимыми аппаратурой, оборудованием, мебелью. В новом здании разместились начальные классы, кабинеты психолога, логопеда, медицинский блок, пищеблок, зал ЛФК, швейная мастерская, сенсорная комната.

– Наша школа – наш второй дом, в котором тепло и уютно каждому. Это то место, где педагоги закладывают в души ребятишек семена доброго, вечного. Наша школа продолжает оставаться храмом науки, где звенят детские голоса и ни на минуту не замирает школьная жизнь, – говорит моя собеседница. – Педагоги уделяют большое внимание реабилитации и социализации как процессу вхождения ребенка в социальную среду, усвоению им социального опыта, приобретению системы социальных связей, используя комплексный подход к организации работы, при котором вся совокупность возможностей школы направлена на выработку у каждого ребенка собственного, достойного варианта жизни.

Хочется отметить большую работу в данном направлении заместителя директора по УВР И. В. Кузьминой. Особое внимание уделяется также и оздоровлению детей. Говоря о здоровье, мы не забываем о пользе занятий спортом и физической культурой под руководством В. И. Мысова, педагогический стаж которого 55 лет. За большой вклад в дело развития физической культуры и спорта, пропаганду здорового образа жизни, совершенствование учебного и воспитательного процесса ему присвоено звание «Заслуженный работник физической культуры РСФР», он награжден медалью «Ветеран труда СССР», значками «Отличник народного образования РСФСР», «Отличник физкультуры и спорта СССР». Благодаря дифференцированному подходу к учащимся, В. И. Мысов добивается хороших результатов в физическом воспитании детей. Многие из них являются победителями, призерами, участ­никами спортивных соревнований школы, округа, области, международных соревнований. Воспитанники Вячеслава Ивановича являются спортивной гордостью не только школы и округа. Владимир Самолюк, неоднократный призер спортивных соревнований разного уровня. В настоящее время Володя – член сборной команды РФ по легкой атлетике среди детей с ограниченными возможностями здоровья, имеет удостоверение мастера спорта международного класса. Николай Ивентьев – член сборной команды РФ по футболу среди детей с ограниченными возможностями здоровья.

Традиции

В последние годы накоплен большой инновационный опыт реабилитации и социализации детей.

– Суть его заключается в том, что любой ребенок должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду. Наши дети поют, вышивают, вяжут, рисуют, шьют. Их творческие работы вызывают восхищение посетителей муниципальных и региональных выставок. Стало традицией участвовать в именной стипендии правительства Нижегородской области для одаренных детей-инвалидов. Наши стипендиаты: Леонид Олюшин, Любовь Борисова, Анастасия Серова, Владимир Самолюк, Мария и Наталья Рассадины, Артем Суханов. Для пятнадцати лет существования коррекционной школы, согласитесь, это немало, – говорит Валентина Аркадьевна.

Большое внимание уделяется трудовому воспитанию и профессиональной ориентации. В школе оборудованы слесарные и швейные мастерские, где мальчишки и девчонки постигают азы профессионального обучения.

– Наша школа работает с продленным днем: в первой половине – учебный процесс, во второй – воспитательный по развитию творческих способностей с коррекционно-развивающей деятельностью. Занимаясь в кружках по интересам, обучающиеся школы становятся победителями и призерами конкурсов различного уровня. В этом большая заслуга педагогического коллектива, – уточняет директор школы. – Каждому учителю характерен высокий профессионализм, доскональное знание своего предмета, постоянное совершенствование мастерства. Мои коллеги – люди непохожие друг на друга, но всех их объединяет безграничная преданность своей профессии, своим ученикам. Они умеют сопереживать, помогают, поддерживают не только друг друга, но и своих учеников.

Ведь в каждом дне нашей работы заключен большой, напряженный труд, постоянные поиски нового. Я часто смотрю на коллег и удивляюсь: откуда столько сил и энергии, откуда такое упорство? А ответ прост: источник – в неизменной любви к детям. Именно она – эта любовь – и позволяет продолжаться истории школы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

89