Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

22.10.2019 09:00 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 82 от 22.10.2019 г.

Коллег моих прекрасные черты

Автор: Лидия Лялина

В разные годы в редакции работали интересные люди.

Наша секретарь-машинистка Р.И.Казнина жалела фотокора Володю Репина за какую-то неприкаянность, а он относился к ней с симпатией, доверием. Вот подарил ей букетик вербы к Вербному воскресенью.

Александр Бакулин и Владимир Корчин в Болдине. «К Пушкину» мы отправлялись не один раз, и всегда осенью. В ту Болдинскую осень, как видно, землю уже припорошило. Незабываемое наслаждение для души побывать в тех местах!

Начало статьи: http://priokskayapravda.ru/articles/media/2019/10/15/kolleg-moih-prekrasnyie-chertyi/

В разные годы в редакции работали интересные люди. Среди них выпускница МГУ Ольга Черникова, супруги Борис и Марина Головановы, Александр Грищенко, увлекавшийся, кстати, живописью. Две его картины у меня сохранились. Работали у нас Нэлли Михайловна Хуртова, в прошлом сотрудница газеты «Муромский край», Ирина Витольдовна Яссович. Витольдовна, как ее называла наша Риммуля, была очень аккуратной во всем, семь раз отмерит, как говорится. Петр Сергеевич Авдентов пришел к нам из завода «Ока», многие помнят его в качестве редактора заводской многотиражки «Судостроитель». Производил впечатление ироничного, невозмутимого человека. Я иногда завидовала по-хорошему этой его невозмутимости в любой ситуации.

Анна Ивановна Клокова перед тем, как начала работать в районке, долгое время была организатором районного радиовещания. Ее голос был для навашинцев узнаваем, но мало кто слышал, как она пела! Принципиальная, иногда до резкости в суждениях, но это не умаляло ее человеческого обаяния. Анна Ивановна была хорошей рассказчицей, поэтому мы многое знали о прошлом ее малой родины, а это Волосово, о замечательной большой семье Малкиных, военном детстве (Анна Ивановна была труженицей тыла). Публикации в газете за подписью Клоковой притягивали внимание. Дочь председателя колхоза, получившая агрономическое образование и имевшая практику работы в этой сфере, она «докапывалась» до всего, если речь шла о недостатках в работе того или иного колхоза, ее нельзя было обмануть, притупить ее бдительность.

А еще Анна Ивановна пронзительно любила родные места, русскую песню и обожала отечественную литературную классику. Имела богатую домашнюю библиотеку. Человек по-хорошему самолюбивый, она любое дело доводила до конца. Пользовалась большим уважением земляков. Это, поверьте, не дежурные фразы.

Помню, одна за другой пришли в редакцию Галина Шешенина и Ирина Ивентьева. Эти две обаятельные молодые женщины оказались не только способными к работе в условиях практически вечного аврала, но оказались к тому же людьми верующими, соблюдали все посты. Галина, кстати, поет на клиросе, преподает в Воскресной школе при Крестовоздвиженском храме в Б‑Окулове, а тогда она была студенткой-заочницей факультета иностранных языков. Ирина пришла к нам из Муромского филиала Владимирского университета, где была лаборанткой. От нас ее потом буквально сманили в уже «умирающий» РК ВЛКСМ.

В начале девяностых в коллектив влились Татьяна Шамшина и Лариса Давыдова. Первая быстро укоренилась в должности секретаря-машинистки, а вторая начала выполнять обязанности корректора. Работа эта как хождение по хрупкому льду, здесь нужен определенный склад характера, коим она и обладает. Татьяна Шамшина потом успешно работала и в качест­ве ведущего дизайнера газеты. Сегодняшний внешний облик газеты – это и ее заслуга. Компьютером владела виртуозно, будь то верстка газетных полос, документов разной формы отчетности, в том числе и для бухгалтерии, рекламных модулей. Когда ушла из редакции в роковом для многих из нас 2011 году, очень трудно отвыкала от по-настоящему любимого дела, хотя на новом месте приложения сил значительно выигрывала в зарплате. Эстафету дизайнера подхватила у нее Светлана Марченко. Она и Лариса Геннадьевна Давыдова по-прежнему сотрудники «Приокской правды», как и Татьяна Александровна Мелентьева, которая пришла к нам уже в начале двухтысячных, сегодня она заместитель редактора.

Фотокорреспондентом долгое время, и при И. В. Орлове, и при Е. П. Синжанской, был Владимир Репин. Добродушный, не без недостатков, конечно, но его все любили, хоть и поругивали частенько. Обеспечивал газету хорошей фотоиллюстрацией. Неплохо рисовал. И вот как-то повесили у редактора в приемной репродукцию картины какого-то художника. Без рамки, но выполненную на холсте – лесной пейзаж. Тетя Дуся Вилкова, уборщица типографии, спрашивает нашу, Н. И. Кощееву, это кто, мол, нарисовал? Та предложила авторство Шишкина. Нет, не согласилась тетя Дуся, Шишкин (имея в виду при этом наладчика оборудования в типографии Н. Шишкина) так не нарисует. Это ваш Репин. Забавный их разговор, получая разные интерпретации, долго был поводом для шуток.

Вовка, так мы его часто называли, умел делать все. Когда потребовалось освоить новую технологию подготовки газеты к печати, справился с этим и, если машина была не на ходу, отвозил кальку номера в Выксунскую типографию на автобусе. Большой юморист, он умел поднять всем настроение. Помню, если кого-то из женщин в чем-то упрекал, говорил: «Ну, ты и монашка». Это был верх его неодобрения. Рано ушел из жизни, светлая ему память.

«Красив, подлец!» – воскликнул как-то, смотрясь в зеркало в приемной редакции, А. И. Бакулин, уверенный, вероятно, что он тут один. Утро. Все на подходе, но я уже поднимаюсь по лестнице, все вижу и слышу. Это было так смешно! Внешностью Александр обладал действительно привлекательной, но вряд ли только это располагало к нему людей. Работая в отделе писем, он контактировал со многими в районе. Рубрика «Письмо позвало в дорогу» появлялась в газете довольно часто. Пришел в редакцию в бытность редактором С. А. Карнаева, уходил и возвращался. Обладая богатым жизненным опытом, умел распознавать интересных по своей сути людей, легко находил темы для публикаций. Его стиль изложения нравился читателям. И стихи хорошие из-под его пера выходили. Да и сейчас, наверное, творит их. Александр Иванович был и остается краеведом, это всегда ощущалось и по его материалам – он обязательно интересовался историческими корнями своих героев. Книгочей и книголюб, собрал большую библиотеку. Часть книг подарена районной библиотеке, с которой неизменно дружит. (Там, кстати, работают подвижники своего дела. Люди, ходите в библиотеку!) Александр Иванович из тех, кого наша Елена Павловна ценила, как журналиста, хотя и к нему относилась порой критично.

Должна оговориться, что, рассказывая о коллегах, не придерживаюсь точной хронологии редакционной жизни, помню их сердцем. И оно мне подсказывает, что годы совместной работы обогатили нас не только опытом – сыном, как сказал А. С. Пушкин, ошибок трудных. Были, конечно, и разочарования, и неудачи, но испытывали мы и удовлетворение от сделанного, и то, что называется радостью творчества.

Постоянно сотрудничал с газетой, будучи работником завода «Ока», Владимир Корчин. Вместе с отцом, Глебом Дмитриевичем, замечательным краеведом, стоявшим у истоков создания районного краеведческого музея, поэтом и нашим давним автором, другом редакции, они написали книгу «Корабелы былинного края». Спустя годы Владимир стал членом нашего коллектива и до недавнего времени, уже на заслуженном отдыхе и имея проблемы со здоровьем, он поддерживал связь с редакцией.

Не могу не написать о Любови Васильевне Шпади. Приехала из Подмосковья, а туда буквально сбежала из Казахстана в лихие девяностые, из мест, где родилась, выросла и состоялась как журналист. Ее муж, этнический немец, уехал в Германию, дочь жила в Омской области, а Люба выбрала Центральную Россию. В Навашине ей посчастливилось решить жилищную проблему. Писала интересные материалы, умела находить в людях ту изюминку, которая и определяла их индивидуальность. Любаша, как мы ее называли, была в первых рядах, когда куда-то собирались поехать. Искала и находила возможности отправиться, да хоть за свой счет, на какие-нибудь семинары, иногда в Москву, участвовала в конкурсах, даже однажды заняла призовое место в кулинарном областном. Словом, была открыта для всего нового. Есть фотография, где она одета в сари, привезенное из Индии.

Как и всем нам, ей нравилось выезжать к роднику, на сирень в Спас-Седчено. Какой там открывается вид на заливные луга! Там же – развалины церкви. Это места, где снимались сцены известного фильма Г. Панфилова «Начало» с участием Инны Чуриковой. Сохранились старинный дом, где жил когда-то местный священник, липовая аллея. Но в очередной приезд туда мы обнаружили, что дом подновили, в нем появились жильцы, по периметру – высокий забор из металлических прутьев. Могли бы постучаться, и нам бы открыли, но Люба выбрала иной путь – смело полезла через забор со своей-то комплекцией. А потом показала, как можно пролезть прямо под забором, приговаривая, что здешняя красота должна быть доступна всем. Сохранились забавные снимки.

Имея твердый характер, она бывала и очень доверчивой, из-за чего иногда разочаровывалась в людях, спускалась, как говорится, с небес на землю. Люба сейчас в Сибири, живет в семье дочки.

Свой след в 75‑летней истории «Приокской правды» оставили Светлана Повстяная, Оксана Куделина, Лариса Юрьева, Александр Загребин. Именно Саша Загребин начинал процесс компьютеризации редакции. Он учил других набору, верстке, правке и т. д. Мы тогда буквально ошалели от открывшихся перед нами возможностей. Помню, с каким интересом восприняли наше обновленное издание работники Выксунской типографии, коллеги из соседних районов, ведь они тоже там печатались. А вот некоторые читатели приходили и говорили, что им газета больше нравится в старом обличье. Ну, а мы хотели меняться! Перемены эти заставили Александра из фотокора переквалифицироваться в пишущего журналиста. Кстати, успешно продолжает трудиться в этом качестве в одном из выксунских изданий.

Лариса Юрьева до прихода в редакцию преподавала в музыкальной школе. И такой вот поворот сделала в жизни. Но у нее все получилось на новом месте приложения сил, как и у Татьяны Мелентьевой, которая до того преподавала в Саваслейской школе. Я помню один из ее материалов, порадовавший меня умелым использованием деталей быта одной семьи в раскрытии главного – характеров, времени, в котором существовали ее герои, мотивов их поступков.

Немного о работе. Газета многие годы была не только поставщиком информации, но и пропагандистом, агитатором. Имея большой авторский актив, мы наполняли ее страницы новостями из населенных пунктов, предприятий, хозяйств, учебных заведений, клубов, всевозможных организаций, и везде находили тех, о ком можно было рассказать, как о замечательных земляках, профессионалах. После публикации критических материалов добивались их действенности. Рассказывали, как решается та или иная проблема. В редакции часто раздавались телефонные звонки, приходили люди со своими бедами и радостями. Мы были открыты для всех. И, конечно, поддерживали ростки творчества – публиковали стихи местных поэтов, краеведческие материалы, репортажи с выставок, рассказывали о земляках-умельцах. Выпускали тематические полосы разной направленности, среди них о школе и семье, жизни молодежи, патриотическом воспитании, пропагандировали правовые знания. Темы и сегодня актуальные, ведь людям во все времена хочется одного – жить интересно, безбедно и счастливо.

Ну, а главные вопросы – партийного строительства и производственные. Судостроительный завод, завод стройматериалов, колхозы – жизнь этих коллективов мы освещали постоянно. (Сейчас полное преимущество за бюджетными организациями, коллективами.) Творческой подпиткой было участие в семинарах по линии Союза журналистов СССР, в межрайонных редакционных летучках. Довольно часто встречались с коллегами из Кулебак, Выксы, Вачи, Павлова, Богородска, знакомы были с журналистами из Мурома, из областных изданий.

Длительное время я отвечала в редакции за освещение партийной и комсомольской жизни. Тесно в этом плане работала с РК КПСС и РК ВЛКСМ, с секретарями партийных и комсомольских организаций. Многие из них были достойными людьми и стойко несли эту нелегкую общественную нагрузку (достаточно вспомнить обязательную и нелюбимую политучебу).

Не буду фокусировать твое, читатель, внимание на всех аспектах нашей работы за многие годы. Но смею думать, что выполняли мы свое дело честно, увлеченно, хотя и давалось многое нелегко. Взять, к примеру, элементарные условия труда. Это сейчас не нужно возить газету печатать в Выксу, она летит туда с помощью модема. Без надобности и фотолаборатория. Даже писчая бумага почти не нужна. Но мы-то трудились в очень непростых условиях. Взять хоть вечную проблему тепла в помещении в холодное время года. Однажды, в февральскую стужу, лопнул котел в котельной. Было жутко холодно, но выпускали газету. К чему был тот героизм? Звенели от холода и сдавали в секретариат свои строчки. Но никто из райкома партии тогда не позвонил и не сказал, что, мол, отправляйтесь по домам. Хотя знали об аварии. Новых машин нам, как правило, не давали. Получили первый такой УАЗик годы спустя, в бытность главой администрации района В. В. Шишкова, а в комфортабельное помещение нас переселил чуть раньше бывший в той же должности А. И. Орлов. Конечно, все это сказывается теперь на здоровье. На хорошее лечение денег не скопили. Зарплата не была дополнительным стимулом в работе. Судя по всему, и нынешнему поколению журналистов редакции проблематично накопить средства на достойную старость.

Многие и многие годы мы работали в связке с типографией, которая располагалась на первом этаже здания в конце ул.Трудовая. Производство вредное, трудоемкое. Набирались тексты на линотипах, которые то и дело ломались, потом строчки из свинца попадали на стол метранпажа. Верстка полосы – увлекательное, но утомительное для ее исполнителя дело, как и правки после корректуры. А потом – печать. И те же вечные поломки оборудования. Девчонки из типографии заработали себе кучу профессиональных заболеваний, но свое дело каждая по-своему любила. Когда редакция перешла на компьютерную верстку, это стало для них настоящим крушением, типография закрылась, они потеряли свои рабочие места.

Сколько раз мы отмечали День печати вместе! 75 лет газете – наша общая дата. Директорами типографии только на моей памяти были: А. И. Панфилов, А. И. Пикулькин, В. И. Калачев, Ю. И. Торгашов, мастером – Е. К. Майорова. В наборном цехе работали А. Г. Бандина, Н. Л. Савельева, В. В. Моисеева, а потом – Т. И. Белякова, В. В. Юренкова, которая была еще и печатницей. В линотипном цехе – Л. И. Гришуткина, Е. А. Киселева и Л. К. Дьяконова, в печатном – Н. И. Жирнова, Л. С. Первушкина, М. И. Макарова. Еще помню Надю Косыреву, Таню Вилкову. В типографии была взаимозаменяемость. Всем был свойственен высокий профессионализм. В коллективе не было такой текучести кадров, как у нас, где текучка была рядовым явлением. Молодые люди, не обремененные семьями, стимулировали свое творчество переменой мест, искали, где легче решается проблема получения жилья, надеялись устроить личную жизнь, ну и перспективы карьерного роста тоже учитывались. А некоторые уходили, потому что не выдерживали жесткого рабочего ритма, не успевали вовремя добывать нужную информацию, обдумывать и излагать свои соображения доступным для читателя языком, грамотно, объективно. Ни праздников, ни выходных порой не бывает у газетчиков, и даже ночью не спится, когда ищешь творческие пути раскрытия темы. А некоторым кажется – писать в газету легко! Легко, когда есть о чем, если умеешь.

Ну что еще сказать? Наверное, достаточно. Всех, кто был причастен к нашей «Приокской правде», с ее 75‑летием! Мы помним совместно прожитое и пережитое и остаемся, надеюсь, родными друг другу людьми. Кого уже нет с нами, им добрая память. Работающим в газете сегодня – здоровья, творческой энергии, радостей и благополучия! И достойной их труда зар­платы.

Это, мне кажется, была середина восьмидесятых прошлого столетия. До начала перестройки и потом крутого поворота страны в строну дикого капитализма оставалось совсем немного времени. На фото запечатлен момент встречи коллектива с делегатом съезда КПСС, с судостроителем В. В. Есиным. Он – в центре. Рядом с ним справа И. Яссович и организатор районного радиовещания Е. Горбунова. Женя приехала к нам из Сосновского опытным газетчиком и поразила местное население значком члена Союза журналистов СССР. Мы-то свои почему-то тогда не носили. Кроме того, она поэтесса, пишет хорошие стихи. За ними – редактор газеты И. В. Орлов и директор типографии Ю. И. Торгашов. Первый слева (сидит) Петр Авдентов, рядом с ним наша незабвенная Анна Ивановна Клокова, потом я и Елена Павловна Синжанская. За нами – водитель Александр Давыдов, проработавший у нас довольно долго и добросовестно. Рядом с ним – И. В. Лесаев.

Помню, в те годы мы в шутку называли себя птенцами гнезда Орлова. Выпускали полные юмора стенные газеты по случаям юбилейных дат. С забавными фотографиями, рисунками, подписями к ним. К нам приходили интересные гости. Но вернусь к Ивану Васильевичу. Придя в редакцию, он, как в известном фильме, поменял профессию, учился новой самозаб­венно, вникал в работу каждого из нас, не боялся показаться смешным. Чувствовалось, что к профессии журналиста он неравнодушен. Начал писать сам. Как бывший фронтовик, о прошедшей войне написал много. А уйдя на заслуженный отдых, стал одним из инициаторов и авторов книги о навашинцах – участниках Великой Отечественной войны. В качестве редактора старался создать для нашей работы режим наибольшего благоприятствия, опекал нас. Очень трепетно относился к Елене Павловне. Уважал в ней умелого организатора творческого процесса, талант­ливого журналиста, умную собеседницу, с большой симпатией относился к ней, как к женщине. С ней ему работалось комфортно. Она была надежным тылом, хрупкая женщина, но с твердым стержнем внутри.

Этот снимок был сделан после поездки на прополку свеклы в одно из хозяйств. В нижнем ряду (слева направо) Т.Д.Батанина – наш бухгалтер, работницы типографии Л.Гришуткина, Т.Вилкова, М.Макарова; во втором: К.Майорова, Н.Косырева, В.Юренкова, А.И.Клокова; вверху (слева направо) И.В.Орлов, Е.П.Синжанская, Т.Белякова, Л.Первушкина и В.И.Калачев.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

100