Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

18.10.2019 09:36 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 81 от 18.10.2019 г.

Три счастливых дня было у меня

Автор: Ирина Рябушева

Вид на Пятигорск, открывающийся со смотровой площадки у Эоловой арфы

Я давно мечтала побывать на Северном Кавказе. Почему именно там? Удивительное сочетание равнинных и горных пейзажей, минеральные источники в горах и предгорьях Кавказа, города-курорты, в которых часто отдыхали известнейшие писатели и продолжают отдыхать первые лица государства, национальный бытовой уклад местных жителей, легенды, которыми окутан регион – все это манило меня и оставляло надежду, что когда-нибудь мне удастся увидеть все это своими глазами. Этой осенью в моей жизни случились три счастливых дня, подарившие исполнение мечты.

Памятник А.С.Пушкину

Присела отдохнуть у дворца эмира Бухарского

День первый. Железноводск

Мое знакомство с Северным Кавказом началось с Железноводска – самого маленького города Кавказских Минеральных Вод, располагающегося на высоте 470–650 метров над уровнем моря. Свое название город получил благодаря минеральным источникам, которые обнаружил и исследовал русский врач немецкого происхождения Федор Петрович Гааз на горе Железной. Это открытие произошло в 1810‑м году. Спустя несколько лет сюда потянулись страждущие, желающие исцелиться от недугов. А уже в 1820‑м году здесь побывал Александр Сергеевич Пушкин вместе с другом генералом Николаем Раевским.

Вот как сам Николай Николаевич писал об этой поездке: «… здесь мы в лагере, как цыгане, на половине высокой горы. Десять калмыцких кибиток, 30 солдат, 30 казаков… Места так мало, что 100 шагов сделать негде, или лезть в пропасть, или лезть на стену…». Действительно, в то время курорт мог принять исключительно небольшое количество человек, исчисляемое несколькими десятками.

«Картину перед собой имею прекрасную, то есть гору Бештовую», – также вспоминал генерал. Пейзажи Железноводска и в наши дни впечатляют. «Бештовая» – это гора Бештау, которая располагается с южной стороны города и имеет пять вершин. С северной стороны над ним возвышается гора Развалка. Большую часть городской территории занимает лес. Я не совру, если скажу, что как только въезжаешь в Железноводск – начинаешь дышать полной грудью. Воздух здесь настолько чистый, что хочется надышаться им намного вперед.

С начала XIX века здесь было открыто более двадцати минеральных источников. В 1902‑м году по­строена первая гостиница. Сегодня Железноводск – круглогодичный курорт. Здесь функционируют более десятка санаториев, специализирующихся на лечении и профилактике заболеваний органов пищеварения, мочеполовой системы, желчевыводящих путей и др.

Так как я приехала сюда не лечиться, мне предстояло много ходить по городу и знакомиться с его достопримечательностями. Одна из них – Лечебный парк. Важно знать, что это единственный парк на Кавказских Минеральных Водах, созданный среди естественного леса. Он располагается у подножия двух гор – Развалки и Железной.

Здесь в парковой зоне я побывала у Пушкинской галереи, установленной в 1901‑м году и являющейся визитной карточкой города; посетила Пушкинский сквер, который был открыт в год 200‑летия со дня рождения поэта; прогулялась около дворца эмира Бухарского, который в 1907‑м году приехал в Железноводск лечиться и настолько впечатлился городом, что велел возвести здесь для себя летнюю резиденцию; напилась целебной воды из Лермонтовского источника, являющегося памятником природы и истории.

Город принял меня радушно, как старого доброго товарища. Я не чувствовала себя здесь чужой, лишней. Познакомившись с Железноводском, делаю вывод: сюда однозначно стоит приехать тем, кто хочет поправить свое здоровье или предотвратить проблемы с ним. Также этот уютный город подойдет для уставших от бешеного жизненного ритма людей, стремящихся к тихому, спокойному отдыху.

Что касается меня, я обязательно вернусь сюда. Я знаю, что этот город вновь примет меня в свои объятия и будет обнимать очень трепетно и нежно, прогоняя тревоги и даря свое уверенное спокой­ствие, как это и произошло во время моего первого визита. Железноводск – это город, с которым после первого знакомства я перешла на ты. И это не пресловутая фамильярность, а особое доверительное отношение.

Замок коварства и любви. Вы тоже видите голову горца в папахе?

Озорная река Ольховка

День второй. Кисловодск

Вторым пунктом моего путешествия был Кисловодск. Этот город в отличие от Железноводска самый крупный на Кавказских Минеральных Водах. Он расположен на высоте 800–1069 метров над уровнем моря. История возникновения города берет свое начало в 1803‑м году, когда по Указу Александра I здесь построили военную крепость, а близ нее начали появляться небольшие домики, образуя поселение. Около крепости находился Кислый колодец. Такое название он получил благодаря воде, бьющей из-под земли, имеющей кисловатый вкус.

Источник нарзана, находящийся здесь, был известен задолго до возведения крепости. Но лишь в 1793‑м году его исследовал немецкий естествоиспытатель и путешественник, находящийся на русской службе Петр Симон Паллас, и создал научное описание воды и ее целебных свойств.

Постепенно сюда стали съезжаться желающие получить выздоровление. Они не только пили полезную водицу, но и принимали ванны, организованные в вырытых ямах.

Позже, в 1812‑м году здесь была построена небольшая купальня, куда нарзан подавался по деревянным трубам. Александр Сергеевич Пушкин, который дважды бывал в Кисловодске (в 1820‑м году и в 1829‑м), принимал их и очень любил эту процедуру. Сей факт подтверждает документ, хранящийся в Кисловодском краеведческом музее, где рукой поэта написано: «Принял 19 ванн. 19 рублей. Александр Пушкин».

А помните запись в дневнике Григория Печорина, персонажа романа «Герой нашего времени», написанного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, оставленную перед дуэлью? «Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались. Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал». Нет сомнений, что Лермонтов знал, о чем писал. В Кисловодске поэт бывал с детства: ребенком лечился от хворей, взрослым – пребывал в ссылках.

В 1903‑м году был построен комплекс «Углекислые ванны нарзана» и насчитывал 60 ванных кабин. Понятно, что с тех пор он неоднократно реконструировался, количество кабин увеличивалось, менялось внутреннее наполнение. В советские времена комплекс получил название «Главные нарзанные ванны», так он называется и по сей день. Мне удалось только снаружи оценить этот памятник архитектуры. Но, если бы у меня появилась хоть маленькая возможность принять ванну с «богатырской водой нартов», я бы ее ни за что не упустила.

А вот в Нарзанной галерее я не только побывала, но и отведала целебную воду, а именно: общий, сульфатный и доломитный нарзаны. Стоит отметить, что вкус у этой кислой минеральной водицы совсем не тот, что мне доводилось ощущать, когда я пила бутилированный нарзан, который продается в наших магазинах. Описать его не просто, да быть может, и ни к чему. Лучше немного о здании. В том виде, в котором сейчас пребывает одна из главных достопримечательностей Кисловодска, она была построена в 1851‑м году, а до этого представляла собой крытую парусиновую галерею. Здание выполнено в готическом стиле и украшено арками, узорчатыми наличниками, незаурядными карнизами и пр. Чувствуешь себя не меньше, чем императрицей на подступах к этому памятнику архитектуры. Сразу приосаниваешься, поднимаешь голову выше и ждешь, когда дворецкий распахнет перед тобой двери.

Конечно же, это шутка. А шутить и радоваться здесь хотелось всегда. Все, что не давало покоя и бередило душу до приезда на Северный Кавказ удивительным образом осталось где-то позади, я даже не успела заметить где. То ли я потеряла свои тревоги еще по пути в этот солнечный регион, то ли обронила их уже здесь, в объятиях своего нового друга – Железноводска.

Оставив свои «царские» замашки при входе в Нарзанную галерею, я продолжила знакомство с Кисловодском на извилистых терренкурах Курортного парка, являющегося главной природной достопримечательностью курорта. Неудивительно, ведь он – один из крупнейших рукотворных парков Европы. Ввиду этого, стоит ли говорить о том, что обойти его весь за один день не представляется возможным.

Я прогулялась по Лермонтовской набережной, вдоль горной реки Ольховки. Ее озорное журчание явно выдавало такой же характер хозяйки. Правда, это озорство порой приобретает разрушительный характер. Например, когда река, набирая силу от неутихающих ливней, выходит из русла и сметает все на своем пути. Такие наводнения случались в парке неоднократно.

В приятных думах, которые навевает местная действительность, я пришла к Зеркальному пруду, который был построен в XIX веке и сегодня, как и тогда, представляет собой миникомплекс, состоящий из искусственного водоема продолговатой формы и необычной беседки. Вода в пруду пресная, она поступает сюда из семиградусного источника и имеет постоянную температуру в любое время года.

Избыток воды, проходя по водосбросу, находящемуся под беседкой, выбивается наружу в виде широкой струи, которая получила название «Стеклянная». Здесь очень любят фотографироваться туристы. Не смогла не запечатлеть себя на память и я.

Помимо этой фотографии мою душу будут греть и снимки, сделанные в парке на мостике «Дамский каприз», он перекинулся через уже знакомую вам, уважаемые читатели, речку Ольховка и расположился неподалеку от Зеркального пруда; рядом с памятниками Лермонтову и Пушкину; на фоне цветочного календаря, полностью выполненного из растений и достоверно показывающего информацию о нынешней дате.

Мне также посчастливилось создать прекрасные кадры, на которых изображен Замок коварства и любви, который находится в нескольких километрах от Кисловодска в ущелье реки Аликоновки. Над этой рекой возвышаются скалы, напоминающие стены замка. Однако при внимательном рассмотрении в них можно увидеть лица. Чем же интересно это место?

Существует легенда, что когда-то давным-давно в этих местах жил богатый князь Аликонов. Была у него дочь – прекрасная Даута. Девушка влюбилась в пастуха, чем очень разгневала отца. Он прочил ей в мужья знатного ухажера. Но жених был стар и не мил юной девице. Ослушаться отца было невозможно, и влюбленные приняли решение прыгнуть со скалы, взяв­шись за руки. В самый последний момент Даута отпустила руку любимого, то ли испугавшись, то ли передумав погибать. А юноша разбился. Он не предал своего чувства. Скала, с которой должны были прыгнуть влюбленные, с тех пор носит название Замок коварства и любви.

Курортный бульвар, Колоннада, Грот Демона, Лермонтовская площадка – я просто не имею возможности рассказать обо всех Кисловодских достопримечательностях в рамках своей статьи. Скажу одно, Кисловодск, в отличие от Железноводска – это город, с которым я осталась на вы. Отнюдь не потому, что мы мало знакомы, но потому, что этот город подарил мне возможность ходить по тем дорожкам, по которым когда-то хаживали Лермонтов, Пушкин, Чехов, Толстой, Горький, Маяковский. Я пила целебный нарзан из одного источника с ними, восхищалась и вдохновлялась теми же горными видами, что и они. Поверьте, это совершенно особенные ощущения!

Я обязательно вернусь в этот город, чтобы лучше узнать его, чтобы вновь вдохнуть этот воздух и испить его кислой водицы.

Скульптура орла — символ Пятигорска

Место дуэли М.Ю.Лермонтова

День третий. Пятигорск

Как говорится в одном из популярных скетч-шоу нашего телевидения: «Среди высоких гор и широких равнин расположился красавец Пятигорск». Он раскинулся на берегах реки Подкумок по юго-западным и южным склонам у подошвы горы Машук на высоте 500–600 метров над уровнем моря. Датой основания города принято считать 1780‑й год, когда у «Бештовых гор» была воздвигнута крепость, около которой появилось поселение Горячие воды. Здесь у целебных источников отдыхали приезжие. В 1803‑м году городу придается особое государственное значение, и он начинает развиваться как курорт.

Пятигорск – это поистине музей минеральных вод. Такого их разнообразия на сравнительно небольшой территории встретить нельзя, пожалуй, больше нигде в мире (здесь на южном отроге Машука вытекают из глубокого разлома около 40 источников). Вот и моя прогулка по городу началась с Центральной питьевой галереи города, расположенной в парке Цветник. Здание галереи двухэтажное, напоминающее скорее театральное сооружение. На первом этаже можно отведать воды из источника № 17 (углекислая соляно-щелочная вода), на втором этаже – из Красноармейского (углекислая вода) и источника № 2 (углекислая сероводородная вода).

Определившись, что мне по вкусу водичка из семнадцатого источника, я налила ее в специализированный поильник и отправилась любоваться местными красотами.

Вот здание, как будто уже знакомое мне. Точно! Оно напоминает Пушкинскую галерею Железноводска. Но это Лермонтовская галерея. Их похожесть вполне объяснима: обе эти конструкции были одновременно привезены из Парижа для украшения городов‑курортов. Сегодня здесь проводятся выставки, концерты, о чем свидетельствуют многочисленные афиши.

Неподалеку от Лермонтовской галереи расположен грот Дианы – рукотворная пещерка, сооруженная в 1830‑м году. В 1841‑м году Михаил Лермонтов организовал здесь бал. Через неделю после этого празднества поэт был убит на дуэли.

Продолжая прогулку по парку, оказываюсь около скульптуры орла, расположенной на горе Горячей. Раньше по склону этой горы бежал источник, но сегодня он уже пересох, оставив после себя лишь трещину в скале, по которой он струился, и специфический запах сероводорода. Почему же орел? Да еще и со змеей в когтях? Почему именно здесь?

Существует легенда, которая повествует о том, что однажды орел был ужален ядовитой змеей. Его ждала неминуемая гибель. На счастье, он смог исцелиться благодаря чудодейственному горячему источнику и не просто восстал, но сумел отомстить змее. Сегодня эта гордая сильная птица – символ не только Пятигорска, но и всего региона Кавказских Минеральных Вод. А змея, погибающая в его лапах, олицетворяет поверженные болезни.

Еще одна привлекательная достопримечательность Пятигорска – Эолова арфа, необычная купольная беседка с колоннами постройки середины XIX века. Раньше в пол беседки была вмонтирована музыкальная конструкция, и ветер извлекал из нее звуки. Жаль, что сегодня нельзя послушать музыки, созданной самой природой. Однако из этой беседки и со смотровой площадки, расположенной около нее, можно наблюдать прекрасные виды. Здесь хочется задержаться и застыть в раздумьях о том, как прекрасен Пятигорск и Северный Кавказ в целом.

Но двигаясь дальше, оказываюсь еще у одной пещерки, на сей раз природной. Сегодня она называется Грот Лермонтова и примечательна тем, что Михаил Юрьевич очень любил отдыхать здесь. Он упоминает этот грот в своем романе «Герой нашего времени». Я вновь ощущаю удивительную связь с поэтом, я не просто живу в одной стране, которая подарила миру великого гения, я влюбляюсь в регион, который обожал он сам:

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..»

Трагизм невероятной лермонтовской любви к Кавказу состоял, как известно, в том, что здесь поэту и суждено было погибнуть. Место дуэли Михаила Юрьевича с Николаем Мартыновым я, как вы понимаете, не посетить не могла. Но, если вы позволите, уважаемые читатели, я не буду много говорить об этом. Несмотря на то, что обелиск установлен на очень условном месте гибели поэта (единого мнения на этот счет нет), здесь просто хочется помолчать и подумать.

Я не умею, как Лермонтов, красиво и проникновенно писать о том, что тронуло мою душу. Я не смогу и воспеть Кавказ так, как это удалось поэту. Я просто навсегда сохраню в своей памяти воспоминания об удивительном солнечном регионе, подарившем мне счастливые мгновения, и буду жить надеждой, что вернусь сюда вновь, чтобы продолжить постигать его красоты и тайны.

Напоследок строки, родившиеся в моей голове, на месте дуэли Лермонтова:

Кому же мне сказать спасибо,

Что рождена я в той стране,

Где Пушкин, Лермонтов творили,

Где жили гении ране?

Люблю тебя, моя Россия!

Люблю твой каждый уголок!

Не будь же ты со мной спесива,

Позволь узнать тебя чуток!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

104