Меню
16+

Средство массовой информации - сетевое издание «Приокская правда»

18.09.2018 09:07 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 72 от 18.09.2018 г.

Через творчество педагога к творчеству обучающихся

Автор: Ксения Пискунова

13 сентября на базе Дворца детского творчества прошел областной мастер-класс по техническому творчеству под названием «Простейшие механизмы, реактивное движение. Балансиры». Своим умением поделилась учитель технологии лицея № 87 имени Л. И. Новиковой г. Н. Новгорода и педагог-организатор Центра развития творчества детей и юношества Нижегородской области Татьяна Галатонова. В зале собрались люди, которых привлекает в творчестве все новое, кто решил попробовать себя в увлекательном занятии – простейших экспериментах с подручными средствами. А занятие было действительно интересным!

«Если вы хотите вырастить инженера будущего, вам необходимо самому им быть»

– Так уж случилось, что я, инженер по образованию, вот уже почти 20 лет работаю в школе и веду уроки технологии. Я, как мне кажется, строгий учитель, но дети, к моему удивлению, меня не боятся. Вероятно, они знают, что я их очень люблю. Помогаю всем и каждому, кто бежит ко мне за помощью – починить молнию на сапоге или куртке, пришить подошву к ботинку или отремонтировать замок в двери. И учу детей тому же. И надпись на двери моей мастерской не «Кабинет технологии», а «Бюро добрых услуг». Это здорово, когда в школе есть такое место, где тебе помогут или хотя бы выслушают. 13 лет я проработала в промышленности, прежде чем прийти в школу, и понимаю важность профессии инженера. Инженер во все времена – это решатель проблем. А я стараюсь обучить детей на собственном опыте и личном примере.

В лицее № 87 мною была создана такая форма коллективной деятельности, как школа юного инженера, и основная цель ее – профессиональная ориентация учащихся на инженерные направления с помощью раннего приобщения к научно-техническому творчеству. Проектные и исследовательские занятия начинаются уже в 1–2 классах в рамках кружков «Юный техник» и «Экспериментанимум». В 5–8 классах эта деятельность продолжается на уроках технологии. Все виды инженерной деятельности, а, следовательно, и результат данной деятельности можно разбить на четыре этапа. Первый этап становления, где школьник приобретает инженерные знания, второй – отработки содержания инженерной деятельности и структуры системы, на третьем этапе школьники получают опыт самостоятельного общественного взаимодействия и на заключительном – происходит обновление и совершенствование системы. К результатам на первом этапе мы с детьми приходим через кружок «Юный техник», который дает возможность ребенку почувствовать свободу творчества за счет того, что конструирование проводится при помощи простых вещей, которые нас окружают. Все занятия этого кружка – это не просто «мастерилки»: каждый мастер-класс сопровождается на доступном и понятном языке научных принципов, благодаря которым функционируют наши конструируемые устройства. Детская фантазия здесь бывает безгранична, поэтому юные техники творят, используя полученные знания.

Другое наше увлечение с детьми – кружок «Экспериментанимум». Он увлекает не только детей, но и их родителей. Этот кружок – игровая наука, во время которой они и приобретают исследовательские знания и умения: учатся искать проблемы, выдвигать гипотезы, проводить опыты, анализировать и в итоге применять полученные знания. С этими знаниями дети приходят домой, где продолжают свои исследования под руководством родителей. Два раза в год провожу в лицее социальный проект «Игротека». Именно здесь учащиеся могут почувствовать себя настоящими инженерами-конструкторами и творить не только по образцу, но и по собственному желанию.

Технические проекты и исследовательские работы, выполненные на кружках, мы представляем на различные конкурсы и олимпиады. Принимаем активное участие в городских технических олимпиадах, чтениях Капиана и Харитона, конкурсе «Космос». Особенность нашей инженерной школы заключается в том, что она функционирует не просто как кружок. Она строится по принципу конструкторского бюро, что позволяет школьнику почувствовать себя инженером в различных областях деятельности. Мы активные участники конкурсов исследовательских работ младших школьников: регионального и федерального этапов Всероссийского конкурса «Я – исследователь», Всероссийского конкурса «Первые шаги в науке», областных «Юный исследователь» и «Путь в науку» и многих других. Участие в Международном авиакосмическом салоне стало уже традиционным для моих юных техников. Впервые мы приняли участие в детской экспозиции МАКСа в рамках Международного фестиваля детского авиакосмического творчества «От винта!» в 2007 году, потом в 2009, 2011, 2013. И в прошлом году были уже на МАКСе. Участие в фестивале такого уровня подстегивает все новые поколения юных техников к проектированию авиационной и космической техники. И это они уже меня тянут на МАКС. В июне 2016 года пятерым юным техникам под моим руководством было доверено защищать Нижегородскую область на Всероссийской конференции юных техников и изобретателей в Государственной Думе РФ. Я горжусь тем, что все пятеро – мои воспитанники.

Следующий вид деятельности нашей школы – социальные проекты, которые вырастают из технологических, как, например, проект привлечения кадров на предприятия машиностроительного комплекса. Дети предложили и разработали профориентационный проект прохождения летней трудовой практики не на пришкольной территории, а в цехах авиационного завода «Сокол», где у большинства учащихся работают родители. В данный момент проект находится на согласовании у дирекции завода «Сокол».

Проектная линия «Спешите делать добро». Эта форма работы с детьми, во время которой происходит главное – воспитание и становление в них Человека с большой буквы. Поэтому и рождаются у нас социальные проекты, в которых принимаем участие не только мы с детьми, но и родители: «Дорога к храму» (помощь в реставрации Кутузовского монастыря и скита при монастыре); благотворительные аукционы и концерты «Спешите делать добро».

Появилась в нашей работе такая форма, как мастер-классы, которая пронизывает все 4 уровня воспитательных результатов. Учитель предлагает родителям и детям принять участие в мастер-классах декупаж, пейп-арт, елочки из сизаля, конфетные букеты, кракелюр, а результаты данной работы продаются на неделе благотворительности с конкретной целью – приобрести, например, коляску для Данилки или собрать средства для лечения Жанны Серовой.

Но самое главное, на мой взгляд, – это открыть, развить и сохранить в маленьком человечке Человека. Мне будет не так стыдно за свою работу, если мои ученики забудут, что такое «рейер» или «мейсель». Мне будет очень стыдно, если они пройдут мимо того, кто нуждается в помощи. Я хочу, чтобы они выросли отзывчивыми и добрыми людьми. Я действительно так думаю и живу по этим принципам. Мне интересно жить и трудиться. Мне интересно учиться – ведь я так многого не знаю, а хочется узнать. Я люблю читать обо всем. Но так мало свободного времени, поэтому приходится ограничивать объем прочитанного хотя бы степенью необходимости получаемой информации. Я не боюсь делать то, чего не знаю.

Благодаря смелости и азарту за свои 50 лет я научилась многому: могу шить, вышивать, варить обеды и сваривать швы вертикальные и потолочные, штукатурить и стричь, кидать бетон и полоть грядки, пахать мотоблоком и писать стихи, конструировать самолетную оснастку и учить детей. Учить детей не только строгать и пилить, клеить и резать, работать на токарном и сверлильном станке, но и быть «людьми». Я учу детей быть добрыми и отзывчивыми, помогать друг другу не только когда тебя просят об этом, но и за миг до этого, – вот, что рассказала о себе и своей деятельности Татьяна Евгеньевна.

Работа закипела…

После увлекательного рассказа Татьяна Евгеньевна плавно перешла к практике – изготовлению из подручных средств простейших механизмов.

Работа закипела. Со стороны было очень интересно наблюдать за этим процессом: педагоги дополнительного образования, словно маленькие дети, вооружившись инструментами, старательно выполняли поставленную задачу. Еще бы, им предстояло пополнить «свой гардероб новой авторской вещью». И то, что в этом им помогал такой профи, как Татьяна Галатонова, было большой удачей для них. И это не пустые слова. На счету у Татьяны Евгеньевны огромное количество проведенных мастер-классов, в том числе и за пределами нашей области.

На протяжении нескольких часов продолжался творческий процесс, но результат того стоил. Простейшие игрушки из подручных средств действительно получились классными!

Этот мастер-класс позволил всем педагогам перенять опыт такого одаренного человека, как Татьяна Галатонова, научиться чему-то новому и в дальнейшем обучать уже своих воспитанников техническому творчеству.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

43